Услуги

Новости


 


Привлечение физических лиц к ответственности за финансирование предвыборной агитации кандидата на пост Президента Украины при наличии налогового долга.

Относительной новеллой современной избирательной гонки было привлечение граждан к административной ответственности за финансирование предвыборной агитации кандидата на пост Президента Украины при наличии налогового долга у этих лиц.

Да, действительно, в соответствии с Законом Украины «О политических партиях в Украине», (далее - Закон) не допускается осуществление взносов в поддержку политических партий физическими и юридическими лицами, которые имеют непогашенный налоговый долг.

Поскольку речь идет именно о налоговом долге, при подготовке своей правовой позиции мы учитывали также нормы налогового законодательства.

Соответствующие протоколы об административном правонарушении (в дальнейшем - Протокол), составлялись Национальным агентством по предупреждению коррупции (далее - НАПК). Указанный протокол был составлен, поскольку было установлено, что физическим лицом было совершен добровольный взнос на счет избирательного фонда кандидата на пост Президента Украины.

При этом государственная фискальная служба Украины письмом сообщила, что у физического лица на дату предоставления добровольного взноса учитывался налоговый долг.

Тем не менее, мы считаем, что в действиях этого лица отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 212-15 КоАП Украины, поскольку данный гражданин не совершал действий, направленных на нарушение установленного законом порядка предоставления финансовой (материальной) поддержки для осуществления предвыборной агитации исходя из следующего.

Как выяснилось, при оплате взноса работниками банка была проверена информация из Единого реестра должников, согласно которой любая задолженность на момент оплаты отсутствовала.

Никаких писем из ДФС Украины или других государственных органов о необходимости уплаты налогов или сборов лицо не получало ни перед осуществлением добровольного взноса, ни после него.

Кроме того, мы уверены, что правонарушение, в совершении которого обвиняют лицо не соразмерно той сумме, на которую якобы у него была задолженность по уплате налога (добровольный взнос в 300 раз превышал налоговый долг).

Аналогичные объяснения были предоставлены при составлении протокола об административном правонарушении в НАПК.

Считаем, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.1 ст. 247 КоАП Украины.

По условиям ст. 280 КУоАП орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.

То есть при составлении протокола необходимо было выяснить:

-какой это налог,

-когда он возник,

сообщали ли плательщику о наличии этого долга,

присылали ли плательщику налоговое извещение-решение, или налоговое требование,

или есть доказательства получения плательщиком соответствующих сообщений.

В соответствии с п 14.1.175 п. 14.1 ст. 14 Налогового Кодекса Украины налоговый долг это сумма денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованного налогоплательщиком или согласованного в порядке обжалования, но не уплаченного в установленный Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Таким образом, в случае если налогоплательщиком не выполняются условия, определенные п 57.2-57.3 ст. 57 Кодекса, начисленные денежные обязательства по истечении десятидневного и тридцати дневного срока приобретают статус налогового долга.

Материалы указанного дела об административном правонарушении не содержали подтверждений сообщений лицу о наличии у него налогового долга по состоянию на день взноса и вообще о его обязанности платить налог в указанный период.

Таким образом, в данном случае отсутствуют основания полагать, что лицо вообще было уведомлено о наличии у него налогового долга на время осуществления добровольного взноса.

Согласно ч. 1 ст. 9 КоАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Вина, это обязательный признак субъективной стороны любого административного правонарушения.

Субъективная сторона указанного правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямого или косвенного умысла.

При таких обстоятельствах, приходим к выводу об отсутствии у лица умысла (прямого или косвенного) на внесение в поддержку кандидата на пост Президента Украины взноса при наличии налогового долга, о существовании которого известно не было.

При этом, согласно ст. 252 КУоАП орган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

В соответствии с п. 1 ст. 247 КУоАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия события и состава административного правонарушения.

 

В решении от 21 июля 2011 года по делу «Коробов против Украины» Европейский суд по правам человека указал, что при оценке доказательств Суд, как правило, применяет критерий доказательства «вне разумного сомнения». Однако, такая доказанность может вытекать из сосуществования достаточно убедительных, четких и согласованных между собой выводов или схожих неопровержимых фактов.

Статьей 62 Конституции Украины установлено презумпцию невиновности.

Обязанность установления всех обстоятельств условного правонарушения и доказанности вины лица возлагается на сторону обвинения.

Налоговое законодательство, а именно п. 56.21 статьи 56, пп.4 .1.4 п. 4.1 статьи 4 НКУ содержит принцип, согласно которому любые сомнения в виновности налогоплательщика расцениваются в пользу именно плательщика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 268, 271 КоАП Украины, мы просили прекратить производство по делу об административном правонарушении о привлечении лица к административной ответственности по ст. 212-15 КоАП Украины в связи с отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения

Кроме того, необходимо обратить внимание суда, что санкция ст. 212-15 КУоАП предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законом порядка предоставления или получения финансовой (материальной) поддержки для осуществления предвыборной агитации. В то время как назначение платежа, осуществленного нашим клиентом было «добровольный взнос на накопительный счет избирательного фонда кандидата на пост Президента Украины».

Суд первой инстанции, согласившись с нашими аргументами, закрыл производство.

Правовая позиция в данных категориях дел зависит от следующих обстоятельств:

- какой это налог,

- какая сумма налогового долга (до 1020 грн, или меньше),

- какое назначение платежа, осуществленного лицом, которое привлекается к административной ответственности,

- направлялось ли НУР налогоплательщику.

Важной эта категория дел является потому, что кроме административной ответственности, к которой может быть привлечено лицо, вклад, который был сделан этим лицом, перечисляется в доход бюджета.


Уважаемые клиенты, хотелось бы напомнить, что согласно новому Закону
Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной
ответственностью», введены некоторые новые положения касательно
управления обществом и отношений между его участниками. Закон также
требует привести уставы обществ в соответствие с ним до 18 июня 2019
года.

Кроме того, упомянутый выше закон существенно изменяет порядок
заключения некоторых договоров. Например, закон требует получать
согласие общего собрания участников общества на заключение, если его
цена превышает половину стоимости чистых активов общества по
результатам предыдущего квартала. В ином случае, существует риск
признания такого договора недействительным.

Алгоритм действий при обыске.

 

  1. Позвонить адвокатам.
  2. Предупредить прибывших о том, что вы позвонили адвокату и он скоро прибудет.
  3. Сообщить, что вы против начала обыска без присутствия адвоката.
  4. Поскольку следователь / прокурор будет настаивать на начале обыска без адвоката, необходимо в присутствии следователя / прокурора позвонить адвокату, передать трубку следователю / прокурору для согласования начала обыска.
  5. Помните, адвоката обязаны допустить к проведению обыска, даже если он уже начался ( ч. 3 ст.236 КПК).
  6. Внимательно ознакомиться с определением суда ( ухвалой) - проверить правильность написания вашего названия и названий ваших контрагентов, адреса проведения обыска.
  7. Если вы увидели ошибки, сообщите об этом следователю.
  8. Один экземпляр определения обязаны предоставить вам.
  9. Попросите документы (удостоверения) у всех прибывших, в том числе понятых, перепишите данные.
  10. Если на обыск пришли следователи, не указанные в определении суда, просите предоставить приказ о назначении группы следователей с указанием фамилий прибывших.
  11. Внесите соответствующие записи в Журнал регистрации проверок и дайте расписаться следователю, если прибывшие отказываются, не настаивайте.
  12. Если со следователем пришли понятые, выразите сомнение в их не заинтересованости, предложите других понятых ( своих сотрудников, сотрудников соседних офисов или случайных прохожих). Заявить о своем желании сменить понятых надо до начала обыска.
  13. Только следователь имеет право запретить лицам, присутствующим при обыске перемещаться и разговаривать. Такой запрет, исходящий от других лиц, является превышением служебных полномочий.
  14. Понятые и ваши сотрудники, находящиеся при обыске обязаны внимательно следить за всеми действиями «прибывших», чтобы ничего не подбросили и ничего не изъяли без вашего ведома.
  15. К сожалению, из нашей практики, при обыске часто изымают документы и другие предметы, не описанные в определении суда, или которые относятся к контрагентам, не указанным в определении.
  16. Против данного нарушения необходимо возражать, указывая, что следователь выходит за рамки определения суда.
  17. Однако, если следователь считает, что данный документ может являться доказательством в данном деле, данный документ может быть изъят. Этот факт безусловно должен быть отражен в протоколе в виде наших замечаний.
  18. При изъятии документов или других предметов требуйте описания индивидуальных признаков: номера, даты, полного названия. Это отобъет желание изымать все документы подряд.
  19. В протокол необходимо внести следующую запись «Усі перераховані документи не мають несанкціонованих виправлень".
  20. Если документы изымаются без указания индивидуальных признаков, отказывайтесь ставить подпись на листе бумаги, которым опечатывают пакет, в который упаковали данные документы.
  21. Все замечания к проведению обыска необходимо указать в протоколе.
  22. Следователь/ прокурор обязаны предоставить Вам один экземпляр протокола с перечнем изъятого имущества.

 

 

«Способы инвестирования в стартапы (займ, вход инвестора в ООО...)»

Развитие IT-технологий движется настолько высокими темпами, что каждый день возникают все новые и новые технологические решения, способные коренным образом повлиять на мировую экономику, развитие общественных отношений, да и на развитие человечества в целом.

Однако, очень часто, стартап – это группа энтузиастов, верящих, что их идея спасет человечество, но имеющих достаточно скромные финансовые активы, чтобы эту идею попытаться воплотить в жизнь. Для развития стартапа, как правило, необходимы инвестиции.

На сегодняшний день, существует несколько краудфандинговых платформ, самой известной из которых, является Kickstarter, где можно собрать средства на реализацию своей идеи. Но не каждый проект на это способен. Кроме того, сбор средств через краудфандинг может занять довольно много времени, а мир IT-технологий настолько динамичен, что завтра аналогичное решение предложит кто-то другой и сбор средств уже будет неактуален.

Привлечение кредитных средств в банках также довольно затратный процесс по времени. Кроме того, не каждый банк готов кредитовать проекты с высоким риском, а если это и произойдет, то проценты по такому кредиту будут очень высокими.

Поэтому стартапы ищут более быстрые способы привлечения инвестиций: привлечение займов, продажа долей в будущих проектах, размещение своих проектов на площадках венчурных фондов, запуск ICO-проектов и т.д.

В большинстве случаев, инвестирование в стартапы сопряжено с высокими рисками для инвестора, хотя в случае успеха, сулит не менее высокие доходы, как например, в случае продажи приложения WhatsApp.

Очень часто, начиная проект, который требует инвестирования, команда единомышленников не задумывается о его юридическом оформлении, поэтому инвестору, в первую очередь, необходимо понимать, кто несет перед ним ответственность за инвестированные средства, кто гарантирует ему то, что средства пойдут именно на развитие стартапа, а не на приобретение, например, предметов роскоши. Если мы говорим об инвестировании такого рода в Украине, то одним из немногих способов обезопасить себя инвестором является заключение договора займа с одним из авторов стартапа и привлечением остальных участников в качестве его поручителей. В договоре необходимо предусмотреть процентную ставку за пользование средствами инвестора, исходя из возможного размера будущей прибыли от продажи проекта. Тогда у инвестора будет основание в случае провала стартапа хотя бы требовать возврата средств, включая проценты. Но в таком оформлении инвестиции также есть свои минусы, поскольку на момент инвестирования, стороны могут только прогнозировать будущую прибыль от продажи проекта и инвестор может «продешевить», предусмотрев недостаточно высокий процент в договоре, что существенно снизит его доход от внесенной инвестиции. Однако, таковы реалии украинского законодательства, не располагающего достаточной гибкостью подхода к практике инвестирования в проекты, не оформленные как субъекты хозяйственной деятельности.

Безусловно, более защищенным себя чувствует инвестор, который приобретает корпоративные права проекта: долю в ООО или акции, если проект облечен в форму акционерного общества. В таком случае, инвестор участвует в распределении прибыли, пропорционально доле своего участия в юридическом лице.

Грамотно составленный устав защитит вложения инвестора, принесет доход и даст реальную возможность управления компанией.

Кроме того, при таком способе участия в стартапе инвестор не только получает дивиденды, но и может стать сособственником прав интеллектуальной собственности, что в дальнейшем дает серьезные перспективы (например, роялти). Для этого, очень важно принимать непосредственное участие в патентировании, регистрации торговой марки и прочее.

Однако, в наших реалиях, достаточно редко стартапы облекаются в форму юридического лица до того момента, пока проект не начнет стабильно работать и приносить доход.

Несколько проще обстоят дела при инвестировании за пределы Украины. Так, например, в практике венчурного инвестирования есть инструменты, позволяющие зафиксировать участие инвестора в еще не созданной компании. Заключая обязательство под названием convertible note, ни инвестор, ни стартап не знают реальной стоимости будущей компании, однако могут зафиксировать участие инвестора и его право на получение доли в будущей компании. Кроме того, этот документ устанавливает определенные преимущества для инвестора в следующих раундах финансирования проекта: дисконт  при приобретении им доли в компании  (то есть более низкую стоимость по сравнению с другими инвесторами, которые подключились на более поздней стадии финансирования); дополнительная стоимость – более высокая  цена, по которой обязательство конвертируется в доли (акции) компании. То есть инвестор, участвующий на более ранних этапах финансирования стартапа и соответственно, рискующий своими деньгами более других, имеет возможность компенсировать свои риски за счет преимуществ, которые предусмотрены в convertible note.

С развитием технологии блокчейн и появлением возможности проведения на ее основе эмиссии криптовалютных токенов, достаточно популярным и эффективным способом привлечения инвестиций стало проведение «первичного размещения монет» или ICO. Инвестирование такого рода отличается крайне высокими рисками, поскольку вкладывая реальные средства, инвестор в обмен получает ничем не подтверждённые крипто-монеты, которые в будущем либо таки и останутся набором символов, либо будут обращаться на криптовалютных биржах и могут быть обменены с прибылью на денежные знаки, либо на криптовалюту, либо на имущество и прочие активы. Однако, практика показывает, что в большинстве случаев, за ICO либо скрываются мошенники, либо стартап не имеет экономических перспектив и вложенные средства, в лучшем случае могут быть возвращены через некоторое время после прекращения ICO. В связи с этим, к такого рода инвестированию следует относиться с большой степенью осторожности, внимательно изучая не только whitepaper проекта, но и многие другие аспекты: команду, мнения экспертов, других инвесторов. На сегодняшний день, благодаря интересу к инвестированию через ICO со стороны комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку ряда стран, в частности США, выпуск токенов стал рассматриваться как эмиссия ценных бумаг с применением соответствующих нормативных актов. Вследствие этого, многие риски снижены за счет либо регистрации проспекта эмиссии токенов – ценных бумаг, либо заключения контрактов о будущем участии инвестора в юридическом лице, как, например, SAFT, напоминающих, по сути, описанные выше convertible note.

Безусловно, инвестирования без риска, а особенно, если речь идет об инвестировании в стартапы не бывает, однако использование описанных выше инструментов, может в значительной степени снизить указанные риски.


Инвестирование стартапов

             Стартап - это новая развивающаяся компания (не обязательно даже оформленная как юридическое лицо), которая строит свой бизнес на основе инновационных идей или используя новые (ранее не известные) технологии.

             Вариантов получения инвестиций для стартапа множество.

             Самые распространенные в мировом сообществе: FFF (family, friends, fools); банковский займ для физических лиц; бизнес-ангелы; краудфандинг; гранты и конкурсное финансирование;  венчурные фонды; банки, работающие с малым бизнесом.

Выбор велик, но надо учитывать, что в будущем он отразится на Вашем бизнесе как в финансовом плане, так и в структуре управления им. И не забывайте, что стартап – это всегда риск, нет гарантий что вы достигнете желаемого результата.

Давайте разберем виды инвестирования стартапов в Украине, их плюсы и минусы, порядок оформления необходимой документации, а также законодательное регулирование.

1. Относительно банковского займа для физических лиц и малого бизнеса, все просто и понятно: взял в долг – отдай. Все риски, в таком случае, возложены на предпринимателя, но и доход - тоже его.  Особого законодательного урегулирования при выборе такого инвестирования не нужно, все учтено в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины.

2. Бизнес-ангелы – это инвесторы, которые вкладывают денежные средства в инновационный проект в момент его старта в обмен на возврат вложений и получение доли в капитале новой компании. В европейских странах и США именно такое инвестирование стоит на первом месте. Украина пока не достигла уровня западных соседей, однако определенный прогресс есть.

Надо заметить, что законодательства, которое бы регулировало конкретно правоотношения между стартапером и бизнес-ангелом в Украине нет. Приходится «подгонять» под себя общие нормы. Кроме того, в попытке приостановить отток идей украинских разработчиков за границу, был принят Закон Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий». Положения вышеуказанного закона еще сильнее затормозили развитие такого вида инвестирования, создав новые сложности для «молодых» бизнесменов.

Среди вариантов оформления правоотношений, в таком случае, используют подписание договора займа, увеличение уставного капитала (паевое участие при регистрации ООО), договор о совместной деятельности.

Форма сотрудничества чаще всего определяется инвестором.

3. Согласно данным Википедии: «Краудфа?ндинг» (англ. crowdfunding — «народное финансирование», «crowd» - букв. «толпа») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах». Говоря простыми словами, это создание Интернет-площадок, на которых производится сбор денег на разработку инновационного продукта. Чаще всего, это происходит по принципу предварительной покупки физическими лицами заинтересовавшего их товара.

В мире создано большое количество таких площадок в различных отраслях. Самые известные среди них: в США - Sellaband, SliceThePie, Hyper Funding, IndieGoGo, Pledge Music[en], Kickstarter, RocketHub, FundaGeek; в Великобритании - Sponsume[en], PleaseFund.Us, Authr.com, OnSetStart; во Франции - Ulule; в Германии - Startnext; в России - Planeta.ru, Boomstarter; в Китае - DemoHour, Dreamore, Fundator. По правилам большинства таких площадок, для участия необходимо быть резидентом страны – основательницы, так что их использование украинскими стартаперами практически невозможно.

            Основными направлениями существующих украинских площадок являются социальные проекты (которые также поддерживаются государственной политикой) и культура (искусство, литература).  Среди них такие как: Na-Starte.com., Рeoplesproject.com, Вiggggidea.com, "Спільнокошт", "Моє місто".

             Из положительного, в случае привлечения инвестиций таким путем, вы получаете и деньги,и первых покупателей вашей продукции, а также снижение затрат на маркетинг. Из негативного – для получения достаточных инвестиций, необходимо довольно подробно раскрыть саму идею стартапа, что делает ее незащищенной перед конкурентами, ответственность перед краундинвесторами, риск не достичь поставленной цели.

              В данном случае мы бы советовали максимально защитить свои авторские права.

              В Украине, на данный момент, нет законодательного регулирования такой деятельности, возможно именно это замедляет развитие этого вида инвестирования.

              4. Гранты и конкурсное финансирование – возможный источник получения инвестиций от государственных или муниципальных органов, а также больших компаний.

              На данный момент, в Украине действует ряд грантов и конкурсов с открытой подачей заявок. Каждый из них предусматривает свой порядок участия, требования к участнику и его проекту, порядок получения средств и порядок их возврата (если такой возврат вообще предусмотрен).

                В 2018 году Постановлением Кабинета Министров Украины был создан Национальный фонд исследований, который начнет свою деятельность уже с 2019 года. Кроме того, было утверждено положение о Фонде.

                 Из позитивного, получив грант – вы получаете весомый источник финансирования. Из минусов, получить такое финансирование крайне сложно, а также не забываем, что это бюджетные средства и отчитываться придется за каждую копейку.

               5. Акселераторы – это компании, которые действуют по принципу бизнес-школ или менторства. Их деятельность позволяет стартаперу отшлифовать свой продукт, разработать методику продаж, выйти на рынок, оказывает помощь в создании действующей бизнес-модели, получение финансовой поддержки. Среди минусов, нужно отметить такие как: потеря части бизнеса (его заполучает себе компания-акселератор), незначительное финансирование, узкая направленность выбора проектов такими компаниями (в основном это IT-проекты, технологические идеи).

                 Основным документом, который регулирует такие правоотношения, на сегодняшний день, является договор, в котором прописываются все необходимые условия. В этот момент, очень важно ничего не упустить (особенно это касается стартапера), так как при неграмотно составленном договоре можно потерять и идею, и деньги. Самым распространенным способом возврата инвестиций, в этом случае, является получение части акций в новой компании.

                   6. Венчурные фонды (англ. venture — рискованное предприятие) — это крупные инвестиционные компании, которые работают с инновационными предприятиями высокой степени риска (как правило, 70-80% проектов не достигают положительного результата, в то время как остальные 20—30 % покрывают все убытки и приносят прибыль). Такие компании, как правило, становятся владельцами части нового бизнеса или его кредиторами.

                   Плюс такого инвестирования – получение и финансирование в нужном объеме и практическую помощь в построении бизнеса (венчуры заинтересованы в развитии вашей компании). Однако, не забывайте, что самостоятельно принимать решения в этом    случае вам не дадут, все действия компании будут под контролем венчурного фонда.

                   В Украине официально действует более 35 венчурных фондов. Однако, четкого законодательного урегулирования до сих пор нет. В 2007 году был зарегистрирован законопроект «Про венчурную деятельность в инновационной сфере», но не был поддержан депутатами. На сегодня, единственный закон, который упоминает венчурные фонды – является ЗУ «Об институте совместного инвестирования».

                   Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что инвестирование стартапов в Украине развивается довольно активно (как и количество стартапов), однако сложность заключается в отсутствии четкой законодательной базы.


ОСНОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭСТОНИИ:

  • учреждение компании
  • налогообложение
  • э-резиденция

Обзор коммерческой среды в Эстонии

Коммерческая среда в Эстонии позволяет вам сфокусироваться на расширении своего бизнеса вместо того, чтобы тяготиться бумажной волокитой. Мы привыкли выполнять дела быстро. Наше законодательство прозрачно и оказывает поддержку предпринимательской деятельности. У нас также самая конкурентоспособная и благоприятная для инвестирования система налогообложения в Европе. Начать бизнес и задекларировать налоги можно всего в течение нескольких минут. Достаточно всего пару нажатий на клавиатуре для того, чтобы проверить сведения вашего бизнеспартнера (среди прочего можно проверить и долги по налогам или основные кредитные рапорты).

Эстония – самая первая страна, предлагающая э-резиденцию, которая является межнациональной цифровой идентичностью с возможностью ставить цифровые подписи, а также создавать и управлять независимым от местоположения бизнесом в онлайн режиме. Больше информации об э-резиденции вы сможете найти в конце данной брошюры. Чтобы узнать больше об экономической ситуации в Эстонии, пожалуйста, посетите https://estonia.ee/business или www.estonia.ee для получения сведений об Эстонии в целом.

Основные правовые акты, которые регулируют ведение бизнеса в Эстонии: Коммерческий кодекс, Закон об общей части гражданского кодекса, Закон о подоходном налоге, Закон о налоге с оборота, Закон о социальном налоге, Закон о страховании по безработице и Обязательственно-правовой закон. Большинство из них неофициально переведены на английский и русский язык и доступны онлайн, их можно найти тут www.riigiteataja.ee/en и тут https://www.juristaitab.ee/ru/zakonodatelstvo/.

Формы коммерческой деятельности в Эстонии

Перед тем, как приступить к основанию компании в Эстонии, нужно решить в какой форме она будет действовать. Согласно Коммерческому кодексу Эстонии, в роли предпринимателя (ettevõtja) можно выступать в следующих формах:

  •  Филиал иностранной компании (filiaal);
  •  Предприниматель физическое лицо (füüsilisest isikust ettevõtja/FIE);
  •  Полное товарищество (täisühing);
  •  Коммандитное товарищество (usalduühing);
  •  Товарищество с ограниченной ответственностью (osaühing/OÜ);
  •  Акционерное общество (aktsiaselts/AS);
  •  Коммерческое товарищество (tulundusühistu/TU).

Самые распространенные формы предпринимательства – это товарищество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, практическая разница между которыми уменьшилась за последние годы (в основном объем, в котором акционер хочет и может участвовать в управлении; формализация процесса принятия решений и сложность регуляций в целом). Некоторые иностранные предприниматели также предпочитают учредить филиал. Далее мы описываем три основные корпоративные формы.

Товарищество с ограниченной ответственностью

Основатели и акционеры:

  • Физическое или юридическое лицо(-а);
  • Не несет персональной ответственности за обязательства товарищества с ограниченной ответственностью.

Требования по уставному капиталу:

  • Минимальный размер 2 500 евро;
  • Платежи предположительно в денежном эквиваленте (на банковский расчетный счет, открытый основателями), если по-другому не установлено уставом компании;
  • В определенных случаях товарищество с ограниченной ответственностью может быть изначально учрежденным без каких-либо вкладов в уставной капитал;
  • Паи могут, но не должны, быть зарегистрированы в Эстонском центре ценных бумаг (Eesti Väärtpaberite Keskregister/EVK).

Органы управления:

  • Общее собрание пайщиков;
  • Совет правления;
  • Совет директоров (по усмотрению).

Необходимые для учреждения документы:

  • Заверенное у нотариуса или подписанное цифровой подписью заявление в Коммерческий Регистр, к которому прилагается следующее:
  • Учредительный договор (asutamisleping/asutamisotsus);
  • Устав (põhikiri);
  • Свидетельство из банка о взносе уставного капитала (если в денежном эквиваленте);
  • Свидетельство совета правления о переводе или стоимости неденежных вкладов (если такие имеются);
  • Перечень пайщиков (установленные законом требования);
  • Перечень членов совета директоров и аудиторов, если такие имеются (установленные законом требования);
  • Подтверждения членов совета правления (установленные законом требования);
  • Уведомление о запланированной сфере деятельности;
  • Контактная информация (установленные законом требования);
  • Иногда другие документы, предусмотренные законом для конкретных случаев.

Процесс регистрации: Коммерческий Регистр рассматривает заявление о регистрации компании в течение 5 рабочих дней.

Регистрация в ускоренном порядке: При определенных обстоятельствах (в числе прочего наличие Эстонской ID-карты; несколько, но зафиксированное количество уставов; уставной капитал образован только денежным взносом; компания не зарегистрирована в EVK) возможно зарегистрировать компанию на следующий рабочий день после подачи заявления в Коммерческий Регистр. Как показывает практика, часто компания может быть зарегистрирована в течение всего нескольких часов!

Государственная пошлина за запись в Коммерческом Регистре:

  • Регистрация: 145 евро (190 евро в случае регистрации в ускоренном порядке);
  • Изменения: 18 евро.

Акционерное общество

Основатели и акционеры:

  • Физическое или юридическое лицо(-а);
  • Не несет персональной ответственности за обязательства акционерного общества.

Требования по уставному капиталу:

  • Минимальный размер 25 000 евро;
  • Платежи предположительно в денежном эквиваленте (на банковский расчетный счет, открытый основателями), если по-другому не установлено уставом компании;
  • Уставной капитал должен быть полностью оплачен при подаче заявления о регистрации акционерного общества;
  • Возможны разные виды акций;
  • Акции должны быть зарегистрированы в Эстонском центре ценных бумаг (Eesti Väärtpaberite Keskregister/EVK).

Органы управления:

  • Общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • Совет правления.

Необходимые документы для учреждения:

  • Заверенное у нотариуса или подписанное цифровой подписью заявление в Коммерческий Регистр, к которому прилагается следующее:
  • Учредительный договор (asutamisleping/asutamisotsus);
  • Устав (põhikiri);
  • Свидетельство совета правления о переводе или ценности неденежных вкладов; и по необходимости другие относящиеся к делу документы;
  • Уведомление из Эстонского центра ценных бумаг о регистрации акций;
  • Перечень членов совета директоров и аудиторов (установленные законом требования);
  • Подтверждения членов совета правления (установленные законом требования);
  • Уведомление о запланированной сфере деятельности;
  • Контактные данные (установленные законом требования);
  • Иногда другие документы, предусмотренные законом для конкретных случаев.

Процесс регистрации: Коммерческий Регистр рассматривает заявление о регистрации компании в течение 5 рабочих дней.

Государственная пошлина за запись в Коммерческом Регистре:

  • Регистрация: 145 евро;
  • Изменения: 18 евро.

Филиал

Основное:

  • Если иностранная компания желает предоставлять свои услуги и товары в Эстонии от собственного имени на постоянной основе, то она должна зарегистрировать свой филиал в Коммерческом регистре;
  • Филиал не является юридическим лицом. Компания несет ответственность за обязательства, возникающие в ходе деятельности филиала;
  • В случаях, предусмотренных законом, компания должна получить разрешение для основания филиала в Эстонии.

Управление: Иностранная компания должна назначить директора или директоров для управления филиалом (установленные законом требования).

Необходимые документы для учреждения:

  • Заверенное у нотариуса или подписанное цифровой подписью заявление директора филиала в Коммерческий Регистр, к которому прилагается следующее:
  • Заверенная выписка из Коммерческого Регистра о компании, учреждающей филиал;
  • Заверенный устав компании, учреждающей филиал (если такой имеется);
  • Разрешение основать филиал, если требуется законом;
  • Документ, подтверждающий полномочия директора филиала или копия постановления о назначении директора;
  • Уведомление о запланированной сфере деятельности;
  • Контактные данные (установленные законом требования);
  • Иногда другие документы, предусмотренные законом для конкретных случаев.

Процесс регистрации: Коммерческий Регистр рассматривает заявление о регистрации компании в течение 5 рабочих дней.

Государственная пошлина за запись в Коммерческом Регистре:

  • Регистрация: 145 евро;
  • Изменения: 18 евро.

Налогообложение в Эстонии

Корпоративное налогообложение

Основное:

  • Налоговая система Эстонии уникальна тем, что зарабатывание прибыли не несет за собой обязанности по подоходному налогу. Подоходный налог возникает только тогда, когда заработанная прибыль (активный и пассивный вид дохода) распределен между акционерами;
  • В Эстонии не существует налога на наследство, на подарки или на недвижимость;
  • В Эстонии все налоги могут быть очень легко задекларированы через Налогово-таможенный департамент в онлайн режиме.

Налогооблагаемый период: налогооблагаемым периодом является один календарный месяц. Подоходный налог, страхование по безработице и социальный налог должны быть задекларированы к 10-ому числу следующего за выплатой месяца, декларации по НДС должны быть сделаны к 20-ому числу каждого месяца.

Предоставление налоговых деклараций: В целом, существует четыре варианта для предоставления налоговых деклараций, из которых самым удобным и практически всегда используемым на практике является первый вариант:

  • Через электронную платформу Налогово-таможенного департамента (необходимо наличие эстонской ID-карты у ответственного за бухгалтерию человека);
  • Через X-Road посредством между-машинного взаимодействия;
  • По почте;
  • Лично посетив бюро обслуживания Налогово-таможенного департамента Эстонии.

Штрафы за просроченные платежи:

  • Процентная ставка штрафа 0,06% в день начисляется, если подлежащий уплате налог не был вовремя заплачен;
  • Штрафные начисления не считаются расходом, который может вычитаться с дохода предприятия, поэтому с размера штрафа удерживается подоходный налог 20%, которые подлежит оплате.

Подоходный налог (tulumaks):

  • Вся нераспределенная корпоративная прибыль является свободной от налога;
  • Объектом налогообложения подоходным налогом является распределенная прибыль, включая дивиденды, подарки, пожертвования, представительские расходы, а также расходы и платежи, не связанные с бизнесом;
  • Подоходный налог платится юридическим лицом-резидентом, нерезидентом с постоянным видом на жительства, или лицом, действующим как работодатель в Эстонии;
  • Подоходный налог составляет 20% от брутто суммы распределенной прибыли или начисляется по ставке 20/80 на нетто-сумму;
  • Более низкая ставка подоходного налога в размере 14% доступна для регулярных распределений прибыли. Распределение прибыли считается регулярной, если размер распределения не превышает средние распределения прибыли в течение трех последних лет, подлежащих налогообложению в Эстонии. Ставка налога на прибыль по всем суммам, превышающим средние распределения прибыли в течение трех лет, подлежащих налогообложению в Эстонии, облагается налогом в размере 20%. Дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, подлежат дополнительному удержанию 7% подоходного налога, если такие дивиденды были получены от эстонской компании и подлежат 14-процентной ставке.
  • Предприятие, являющееся резидентом, должно платить подоходный налог на прибыль, распределенную в виде дивидендов или в другом виде, в моменты выплаты в денежной или не денежной форме;
  • Подоходный налог по ставке 20% должен быть оплачен со скрытых распределений прибыли – определенных кредитов, предоставленных родительской или дочерней компании, если условия и содержание кредита относятся к распределению прибыли. Если срок такого кредита, предоставленного родительской или дочерней компании, составляет более 48 месяцев, то предполагается, что это может быть скрытое распределение прибыли, и налогоплательщик обязан доказать обратное.
  • Подоходный налог не удерживается с прибыли, которая распределена в виде бонусов;
  • Работодатель должен платить подоходный налог со специальных льгот, которые превышают установленные ограничения, сделанных своим работникам (например, покрытие расходов работника на спорт, жилье, страхование, пользование транспортом работодателя и компенсация за пользование своим личным транспортом). На дополнительные льготы также начисляется социальный налог;
  • Юридическое лицо также должно платить подоходный налог, если подарки в целях рекламы превышают стоимость 10 евро (без НДС).

Налог на добавленную стоимость (НДС, käibemaks):

  • Регистрация в качестве субъекта налога с оборота: после того, как предприятие было зарегистрировано в Коммерческом Регистре, его необходимо также зарегистрировать в качестве субъекта налога с оборота в Эстонском Налогово-таможенном департаменте, если: (а) в компании есть наемные работники и им выплачиваются выплаты, подлежащие налогообложению подоходным налогом; (б) у компании есть налогооблагаемые поставки, которые следует декларировать и платить с них НДС;
  • Даже если в предприятии нет наемных работников, с момента его регистрации в качестве субъекта налога с оборота возникает обязательство предоставлять декларации по подоходному налогу;
  • Регистрировать предприятие в качестве субъекта налога с оборота необходимо, если налогооблагаемые поставки превышают 40 000 евро в один календарный год;
  • Если налогооблагаемые поставки не превышают 40 000 евро в течение одного календарного года, но компания хотела бы вычитать входящий НДС, то возможна добровольная регистрация в качестве субъекта налога с оборота. Однако, предпосылками для добровольной регистрации в качестве субъекта налога с оборота является наличие того факта, что компания занимается коммерческой деятельностью или начнет вести коммерческую деятельность в ближайшее время в Эстонии;
  • Стандартная ставка НДС - 20%;
  • Уменьшенная ставка - 9%. Применяется в отношении книг, жилья, медицинских товаров и периодики;
  • НДС со ставкой 0%. Применяется к экспорту; товарам, приобретенным на морском судне, совершающем международные рейсы или на воздушном транспортном средстве, совершающем международные рейсы; к товарам, поставленным членам вооруженных сил НАТО;

Некоторые услуги являются свободными от НДС (например, почтовые услуги; услуги здравоохранения; социальные услуги, финансируемые из муниципального бюджета; образование; предоставление недвижимой вещи в наем или аренду и т.д.).

Налоги по трудоустройству:

  • Компания работодателя должна удерживать подоходный налог в размере 20% с брутто-зарплаты работника;
  • Выплата по страхованию от безработицы делится на две части: (а) 1.6% удерживается с брутто-зарплаты работника; (б) работодатель также должен платить каждый месяц дополнительные выплаты по страхованию от безработицы с процентной ставкой 0,8%, которые начисляются на брутто-зарплату работников;
  • Ставка платежа по обязательной накопительной пенсии 2% с брутто-зарплаты работника-резидента ежемесячно удерживается работодателем;
  • Социальный налог полностью платится работодателем и основной ставкой в 2017 является 33%, которая начисляются на брутто-зарплату работников. Для выплаты социального налога всегда существует минимальное обязательство - в 2017 году оно составляет 141,90 евро ежемесячно, даже если не было выплат по зарплатам каждого работника;
  • Подоходный налог, социальный налог, платежи по обязательной накопительной пенсии применяется также к зарплате члена правления или контролирующего лица компании.

Личное налогообложение

Основное:

  • Единый подоходный налог применяется ко всем налогооблагаемым доходам. Он является основным государственным налогом, который человек должен платить сам (налог по трудоустройству удерживается работодателем, смотри выше);
  • Доход резидентов Эстонии, полученный в любой точке мира, подлежит налогообложению;
  • Человек считается резидентом в целях налогообложения, если он проводит больше 183 дней в течение 12 месяцев в Эстонии, если договором об исключении двойного налогообложения не установлено другое;
  • Земельный налог платится собственником земли;
  • Возможные местные налоги (смотри ниже).

Подоходный налог (tulumaks):

  • Ставка подоходного налога - 20%;
  • Подоходный налог удерживается юридическим лицом (например, компанией / работодателем), которое делает выплату физическому лицу;
  • По состоянию на 2018 год система исчисления общей суммы без налогов (базовое освобождение) значительно изменилась. Базовое освобождение до 6000 евро в год или до 500 евро в месяц будет применяться ко всем видам доходов (включая пенсию или компенсацию за несчастный случай на производстве). Годовой доход до 14 400 евро дает 6000 евро в качестве ежегодного базового освобождения. Для годового дохода от 14 400 евро до 25 200 евро базовое освобождение соответственно уменьшается в соответствии со следующей формулой: 6000 - 6000 ÷ 10 800 × (сумма дохода - 14 400). Если годовой доход превышает 25 200 евро, базовое освобождение составляет 0.);
  • Физическое лицо-резидент должно предоставить заявку о возврате подоходного налога не позже, чем 31-ого марта каждого года. Налоговые декларации могут быть заполнены в онлайн режиме на странице Налогово-таможенного департамента (подразумевается, что у физического лица есть эстонская ID-карта).

Местные налоги

  • В дополнение к налогам, перечисленным выше, важно упомянуть, что место деятельности компании может так же повлиять на начисляемые налоги. Каждое местное самоуправление (уезд или город) может устанавливать свои собственные налоги. Однако финансовая важность местных налогов очень низкая, так как всего несколько местных муниципалитетов установили их. Местные налоги содержат такие налоги, как налог с продажи, налог на моторную (парусную) лодку, на рекламу, на закрытие дороги и улицы, на моторное транспортное средство, на содержание животных, на развлечения и на парковку. Стандартный налог, установленный местными самоуправлениями, который влияет на компании - это налог на рекламу.

Э-резиденция Эстонии

Основное:

  • Э-резиденция Эстонии является межнациональной цифровой идентификацией и доступна любому в мире, кто заинтересован в администрировании независимой от местоположения коммерческой деятельности в режиме онлайн;
  • Э-резиденция дополнительно позволяет безопасные и удобные цифровые услуги, которые благоприятно влияют на доверие и надежность деятельности в режиме онлайн;
  • ID-карта э-резиденции не является документом идентификации личности или документом для путешествий, и он не содержит фотографии. Э-резиденция не присуждает гражданство, налоговую резиденцию, резиденцию или право въехать в Эстонию или в Европейский союз;
  • Э-резиденция доступна в режиме онлайн кандидатам старше 18 лет, которые никогда не были осуждены за уголовное преступление, и находится на учете Эстонского департамента полиции и погранохраны.

Э-резиденты могут:

  • Подписывать цифровой подписью документы и контракты;
  • Проверять подлинность подписанных документов;
  • Безопасно шифровать и передавать документы;
  • Начать вести деятельность компании 100% онлайн из любой точки мира;
  • Быть в качестве полного собственника своей компании. Не нужно нанимать местного директора;
  • Управлять компанией из любой точки мира;
  • Доступ к бизнес банку и доступ к платежам услуг поставщиков в режиме онлайн, таких как PayPal.
  • Декларировать эстонские налоги в режиме онлайн. Э-резиденция не устанавливает автоматически налоговую резиденцию. Чтобы узнать о налогообложении, а также, чтобы избежать двойного налогообложения, пожалуйста, проконсультируйтесь с профессионалом.

Применение:

  • Требования для подачи заявки на э-резиденцию можно найти тут: https://www.politsei.ee/en/teenused/isikut-toendavad-dokumendid/e-residendi-digi-id/;
  • После того, как заявление подано, проверка прошлой истории кандидата завершена и заявление одобрено, э-резидент получает смарт ID-карту, которую можно получить в любом удобном месте (Эстонское посольство или консульство, или в Эстонии);
  • Заявление на э-резиденцию рассматривается в течение 30 дней.

Больше информации касательно э-резиденции тут: www.e-estonia.com/e-residents/about/

Вид на жительство и разрешение на работу

  • Для иностранцев нет особых ограничений для создания и ведения бизнеса в Эстонии. Основной законодательный акт, регулирующий проживание и разрешение на работу – это Закон об иностранцах.
  • Несмотря на то, что нет необходимости в получении вида на жительство для приобретения и владения компанией, можно подать заявку на получение вида на жительство с целью ведения бизнеса в Эстонии.
  • Такой вид на жительство может быть выдан иностранцу, владеющему акциями эстонской компании, на следующих общих условиях (установленных законом): (а) такая деятельность необходима для развития экономики Эстонии; (б) переезд иностранца в Эстонию необходим для бизнеса; и (в) иностранец инвестировал в капитал (будь то задолженность или акционерное финансирование) компании не менее 65 000 евро. В таких случаях необходимо выполнить требования по требуемый законному доходу. Иностранец должен также представить свой бизнес-план.
  • При определенных условиях можно получить вид на жительство для крупного инвестора: требуется инвестировать в эстонскую компанию сумму в размере 1 000 000 евро.
  • Закон об иностранцах устанавливает основания для получения вида на жительство для работы в Эстонии (например, найма иностранцев для работы в эстонских компаниях).
  • Общее правило заключается в том, что заявление на получение вида на жительство должно подаваться в посольстве или консульском отделе Эстонии. Решение о выдаче разрешения принимается в течение 2 месяцев.

 

Автор: Феликс Аронович, Партнер ЮФ “SDM Partners”

ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК

"Постоянство – не наш метод..."

Кажется, именно так думают депутаты, принимая очередной закон о внесении изменений в законодательные акты. Они приняли и забыли вернуться к этому закону через время. А вот предпринимателю надо с полной ответственностью изучать все изменения, так как всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Не так давно, а именно 25.12.2015, был принят Закон Украины "О публичных закупках". Привычное ведение бизнеса, особенно с государственными учреждениями, кардинально изменилось. Прошло два года, вроде бы все привыкли, разобрались, научились справляться даже с некоторыми недоработками Закона, несовершенством электронного сервиса тендерных закупок и сложностью бюрократической машины. Все успокоились и работают, но нет... В декабре 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок" No 2265-VIII. Надо разбираться заново.

Учитывая то, что изменения вступили в силу, нужно оперативно вникать в реалии жизни, иначе можно "напросится" на санкции. В этой статье хотелось бы разобраться, кто может прийти с проверкой, какие у них функции и какая ответственность "светит" в случае выявления нарушений.

А теперь по порядку:

1. Проверки Государственной аудиторской службой Украины

Основные функции финансового контроля государства, в том числе в сфере публичных закупок, возложены на Государственную аудиторскую службу Украины. Однако сложность состоит в том, что однозначно их полномочия ни в одном законе (касающемся публичных закупок) не прописаны, а в своей деятельности они руководствуются постановлением Кабинета Министров Украины от 03.02.2016 No 43 и соответствующим Порядком.

Попытки хоть как-то урегулировать этот вопрос пока успехом не увенчались. Однако аудиторы согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам могут проверить и дать свои выводы.

Одним из методов контроля, предоставленных Государственной аудиторской службе Украины, является мониторинг проведения публичных торгов. В этой части законодатель внес коррективы, переложив часть функций госслужащих на компьютерную программу.

Интересно, повторятся ли ситуация, которая возникла в случае автоматической блокировки налоговых накладных, и связанные с этим сложности?

Давайте разберемся, какие требования к торгам будут ставиться и какие будут последствия для предпринимателя.

2. Индикаторы рисков для мониторинга закупок

Законодатель дал четкое определение автоматическим индикаторам риска, а именно "критерии с заданными заранее параметрами, использование которых дает возможность автоматически осуществлять выбор процедур закупок, содержащих признаки нарушений законодательства в сфере публичных закупок". Это поможет государственным органам, которые лишены возможности вмешиваться в процедуру закупки, определять торги, которые были проведены с нарушениями требования законодательства Украины.

На данный момент таких индикаторов 25. При выявлении нарушений уполномоченный орган проводит полноценный мониторинг, который длится не более 15 дней, однако может быть продлен по решению руководителя не дольше чем на 10 дней.

Однако на этом законодатель останавливаться не собирается и на данный момент уже внесен законопроект, согласно которому Государственная аудиторская служба будет вправе вмешиваться в процедуру публичных торгов на любом этапе их проведения в случае обнаружения индикаторов

риска, подавать участникам свои рекомендации и замечания. При этом участники в соответствии с данным законопроектом обязаны отреагировать на такие действия. В противном случае Государственная аудиторская служба может отнести такой тендер к числу подозрительных, что, несомненно, повлечет негативные последствия: среди прочего – проверки и штрафные санкции.

3. Ответственность в сфере публичных закупок

Согласно Закону Украины "О публичных закупках" за нарушение требований, установленных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с настоящим Законом, члены тендерного комитета заказчика, уполномоченное лицо (лица), члены органа обжалования, служебные (должностные) лица Уполномоченного органа, служебные (должностные) лица органов, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств (обслуживающего банка), несут ответственность согласно законам Украины.

То есть законодатель считает, что такой формулировки достаточно. Дальше начинается "забег" по законам и нормативно-правовым актам.

Однако надо учитывать, что согласно всему массиву законотворчества любая ответственность за нарушение порядка проведения тендера определяется судом на основании предоставленных документов. Так что защитить себя можно, но, как всегда, сложно... Главное, чтобы все документы были в наличии и соответствовали требованиям законодательства.

4. Система ProZorro как метод контроля за публичными закупками

А вот еще один камень преткновения, особенно для тех, кого в бизнесе принято называть «динозаврами» - ProZorro. Википедия дает нам следующее определения данному явлению: «системная реформа тендерного процесса в электронных публичных и государственных закупках на Украине». Кроме того, указывает что данная система и авторское право на нее передано народу Украины, так что радуйтесь вы являетесь собственниками… вот только не всем понятно, чего именно и что с этим делать.

Так или иначе, а данная система уже работает и с каждым годом охватывает все больше сфер деятельности предпринимателя.

С этого года через систему ProZorro также будут проводится торги в рамках малой приватизации. Так, пионером в данном вопросе стал отдел управления и приватизации коммунального имущества Житомирского городского совета (молодцы!).

Все происходящее происходит под четким контролем правительства, общественных организаций и каждого, кому не безразличен процесс развития нашего государства. В принципе на такой контроль эта система и рассчитана, ведь на глазах у всех нарушать закон никто не захочет. Так что есть надежда, что именно ProZorro положит конец коррупции в рамках публичных закупок

Эффективность электронной системы ProZorro отметили также польские информационные ресурсы, указав на то, что это показывает прогрессивные тенденции Украины относительно «новых технологий» и новой «электронной реальности». Это доказывает тот факт, что не только в Украине следят за внедрением системы ProZorro, так что будьте готовы к показательным проверкам и публичному порицанию даже за малейшие промахи.

В современном мире главное не забывать пословицу: «предупрежден – значит вооружен», так что готовьтесь ко всему заранее, господа.

 Разобрались с последними изменениями и вздохнули с облегчением? Рано радоваться... 13.04.2018 Президент Украины Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках" и некоторые другие законодательные акты Украины. Окончательного текста законопроекта пока что нет, так что можно только предполагать, какие еще перемены лягут на плечи предпринимателей.

Однако надо заметить, что у данных изменений есть неоспоримый плюс, а именно искоренение коррупционных схем, открытость публичных торгов, реальная возможность участия в таких торгах на законных основаниях, а в итоге создание реально действующего механизма проведения тендеров согласно действующему законодательству.