Услуги

Уголовное производство. Декабрь 2017. Основные нововведения.

2017 год для Украины - год реформ, изменений и стремления сделать уверенный шаг к развитию. Правда, как было во все времена, отношение к грядущим реформам не однозначны, местами сами реформы не совершенны, однако не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. И как показывает история, только путем проб и ошибок можно достичь правильных результатов.

15.12.2017 года вступил в законную силу Закон «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» (законопроект № 6232).

Указанный закон стал очередным этапом в реформировании судебной системы Украины. Среди прочего, ряд изменений были внесены и в Уголовно-процессуальный кодекс Украины («УПК»).

Надо заметить, что именно эти нововведения вызвали самое большое количество негативных отзывов. Так, к примеру, НАБУ обращалось к Президенту Украины с ходатайством о ветировании изменений в УПК. Однако, не взирая ни на что, закон принят, вступил в силу и нам остается только подстроиться под новую реальность уголовного производства.

Давайте рассмотрим основные уголовно-процессуальные нововведения, принятые в декабре 2017 года

  1. Единая судебная информационно-телекоммуникационная система

Одним из самых прогрессивных нововведений в УПК является внедрение Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы, которая призвана обеспечить: объективное и беспристрастное распределение материалов уголовного производства между судьями, определение присяжных для судебного разбирательства из числа лиц, внесенных в список присяжных, предоставление физическим и юридическим лицам информации о состоянии рассмотрения материалов уголовного производства, регистрацию входящей и исходящей корреспонденции и этапов ее движения, участие участников судебного процесса в судебном заседании в режиме видеоконференции.

Необходимо заметить, что законодатель предусматривает обязательную регистрацию официального электронного адреса в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе следующих лиц: адвокатов, нотариусов, частных исполнителей, арбитражных управляющих, судебных экспертов, государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики. Все остальные регистрируются в добровольном порядке.

  1. Сокращение сроков досудебного расследования

Необходимо обратить внимание, что теперь срок досудебного расследования исчисляется не с момента вручения подозрения, а с момента внесения сведений о преступлении в Единый государственный реестр досудебных расследований.

Срок досудебного расследования с момента внесения сведений в ЕРДР до момента вручения подозрения составляет:

  1. Шесть месяцев – в случае уголовного производства относительно уголовного проступка;
  2. Двенадцать месяцев – в уголовных производствах относительно преступлений небольшой и средней тяжести;
  3.  Восемнадцать месяцев - в уголовных производствах относительно тяжкого или особо тяжкого преступления.

Кроме этого законодатель предусматривает срок, в который досудебное расследование должно быть закончено. Так, согласно изменениям в УПК, со дня сообщения лицу о подозрении на протяжении одного месяца заканчивается досудебное расследование относительно уголовного проступка, и на протяжении двух месяцев – в случае совершения преступления.

В случае если подозрение не было вручено ни одному лицу, а срок досудебного расследования согласно ст.219 УПК закончился, следователь или прокурор обязаны закрыть уголовное производство.

К чему приведут такие изменения пока что судить рано, однако именно они вызвали больше всего критики и не согласия. Бытует мнение, что новые нормы заблокируют работу правоохранительных органов, особенно это касается раскрытия экономических преступлений.

  1. Экспертиза назначается исключительно судом

Еще одним шокирующим нововведением стало внесение в УПК Украины изменений относительно проведения экспертизы. Так, по новым требованиям, экспертиза проводится экспертным учреждением, экспертом или экспертами, по поручению следственного судьи или суда, предоставленным по ходатайству стороны уголовного производства или, если для выяснения обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства, необходимы специальные знания.

Исходя из вышеизложенной нормы, все экспертизы будут назначаться исключительно судом.  Надо заметить, что уже сейчас СМИ, социальные сети и Интернет в целом, пестрят недовольными отзывами относительно таких изменений, так как они могут привести к затягиванию процесса расследования.

Кроме того, такие изменения лишат сторону защиты права привлечения экспертов на договорной основе, в то время как сторона обвинения будет вынуждена ждать разрешение суда на проведение той или иной экспертизы. По мнению специалистов, такой подход может нарушать принцип состязательности.

Реакция профессионалов на судебную реформу не однозначная и, если изменения в гражданский, хозяйственный и административный процессуальные кодексы заставили юридическое сообщество разделится на два лагеря «за» и «против», то изменения в УПК практически у всех вызвали негативную оценку и опасение возникновения отрицательных тенденций.

Однако, необходимо заметить, что принятый в 2012 году новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины тоже был первоначально принят негативно, но прошло пять лет и его положения стали понятными и общепринятыми. Исходя из этого, будем надеяться, что опасения по поводу изменений 2017 года не оправдаются, а судебная реформа в целом принесет позитивные результаты.