Услуги

Фактическая проверка налогоплательщика: на что обратить внимание

Предприниматели часто попадают в ситуацию, когда к ним по адресу осуществления предпринимательской деятельности без предупреждения приходят налоговики и совершают проверку осуществления кассовых операций, наличия лицензий, марок акцизного сбора на алкогольной и табачной продукции, наличии отчетной налоговой документации. Такие проверки называются фактическими и они проводятся в порядке, определенном законодательством, но не редко такие проверки осуществляются с нарушением закона со стороны налоговиков, поэтому хотим обратить внимание на основные требования к проведению фактической проверки, о которых нужно знать, если к Вам пришли представители контролирующего органа .

1. Налоговым кодексом Украины установлено, что фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом относительно:

  • Соблюдение норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности,
  • Порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций,
  • Наличие лицензий, патентов, свидетельств,
  • Соблюдение норм законодательства о производстве и обороте подакцизных товаров,
  • Соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика.

2. Фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки.

Фактическая проверка должна проводиться двумя и более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и / или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Следует отметить, что согласно Налогового кодекса Украины представителями налогоплательщика признаются лица, которые могут осуществлять представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности. Доверенность, выданная налогоплательщиком - физическим лицом на представительство его интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, должна быть заверена в соответствии с действующим законодательством.

3. Должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению фактической перевиркиза наличии оснований для ее проведения при предъявлении следующих документов:

  • Направления на проведение проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субьекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, проверяется) или объекта , проверка которого проводится, цель, вид, основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
  • Копии приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, проверяется) и при проведении проверки в другом месте - адрес объекта, проверка которого проводится, цель, вид, основания для проведения проверки, определенные законодательством, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, будет проверяться.
  • Служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.
  • Направление и копия предписывает действительным при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, который скреплен печатью контролирующего органа

Налогоплательщик и / или его должностные лицо, уполномоченный представитель или лицо, фактически проводит расчетные операции, при предъявлении направления расписывается в нем, отмечая фамилию, имя, отчество, должность, дату и время ознакомления.

Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) этих документов или предъявления указанных документов, оформленных с нарушением установленных требований, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению фактической проверки.

4. Продолжительность фактической проверки не должна превышать 10 дней, а по решению руководителя контролирующего органа может быть продолжена, но не более чем на 5 суток, поэтому следует обращать внимание на дату начала проверки и ее продолжительность, указанные в приказе о проведении проверки.

5. Результаты проверки оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт, если же такие нарушения отсутствуют - составляется справка.
Незаконные действия налоговиков и результаты проверки возможно обжаловать в административном порядке и / или судебном порядке, поэтому советуем фиксировать все нарушения со стороны контролирующих органов при фактической проверке.

Кроме того, советуем придерживаться норм действующего законодательства при проведении хозяйственной деятельности, чтобы не было оснований для применения санкций по результатам указанных проверок.