Услуги

Налоговые уведомления-решения (ППР)

Налоговые уведомления-решения (ППР)

Как правило, уведомления-решения выносятся по факту нарушения налогового законодательства, которое выявлено по результатам проверки ГНИ инспектором-ревизором.

Законодательно это урегулировано в соответствии с ч.1. ст. 67 Конституции Украины: каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных Законом.  В соответствии с п.3 ч.1 ст.9 Закона Украины «О системе налогообложения», плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) обязаны уплачивать надлежащие суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в установленные законами сроки.

Обжалование Налогового уведомления-решения (ППР)

Тот, кто получил уведомления-решения, согласно ст. 55 НКУ может подать жалобу в вышестоящий орган ГНИ, для того, чтобы отменить его. Высший орган – это Государственная налоговая администрация Украины - для государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые в свою очередь являются контролирующими органами высшего уровня для государственных налоговых инспекций.

Поэтому, при обжаловании ППР, налогоплательщик должен указать следующее: был ли он ознакомлен с материалами проверки и с актом, которым были установлены нарушения, составлялся ли налоговым органом протокол об административных правонарушениях, не превышает ли размер штрафных санкций, примененных к жалобщику, максимально определенные грани для данного вида административного правонарушения. На основании этих и других составляющих, нужно требовать отменить обжалуемое налоговое уведомление-решение.

Согласно ст. 56 НКУ жалоба подается контролирующему органу высшего уровня в письменной форме (и в случае необходимости - с должным образом заверенными копиями документов - расчетами и другими письменными доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 НКУ в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.

Согласно п. 56.5 НКУ, налогоплательщик одновременно с представлением жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.

Согласно приказа Министерства финансов Украины № 916 от 21.10.2015 «Об утверждении Порядка оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами», п. 2 раздела 3: днем подачи налогоплательщиком жалобы является:при подаче жалобы непосредственно в контролирующий орган - день фактического получения жалобы контролирующим органом;при отправке жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в сообщении о вручении почтового отправления или на конверте.

Согласно п.4 раздела 7 упомянутого приказа, если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение двадцатидневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (заместителя руководителя или другого уполномоченного должностного лица), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора.

Также жалобщик может подать в административный суд первой инстанции жалобу на решение ГНИ, и в исковом заявлении, ссылаясь на НКУ, доказать, что денежное обязательство по определенному налоговому уведомлению-решению является не согласованным/ не обоснованным.

В Постановлении Верховного суда Украины «О признании незаконным и отмене налогового уведомления-решения» от 16.06.2015 г. № 21-377а15 предоставлен следующий правовой вывод: «совершения ошибки во время перечисления согласованной суммы денежного обязательства в государственный бюджет в срок, установленный пунктом 57.1 статьи 57 НК, должно квалифицироваться как действие, хотя и ложная. Следовательно, действия, которые не содержат признаков бездействия налогоплательщика при уплате согласованной суммы денежного обязательства, не могут быть основанием для применения штрафов, предусмотренных пунктом 126.1 статьи 126 НК.

Для подтверждения факта неуплаты согласованной суммы денежного обязательства необходимо установить, что в срок, предусмотренный пунктом 57.1 статьи 57 НК, налогоплательщик не совершал действия, направленные на перечисление согласованной суммы денежного обязательства в государственный бюджет. А поскольку такие суммы зачисляются на единый казначейский счет, то ошибочное определение кода бюджетной классификации в платежном поручении при уплате суммы налогового обязательства не является достаточным правовым основанием для вывода о неуплате требуемой суммы денежного обязательства в определенный указанной нормой НК срок, а, следовательно, и для применения на основании пункта 126.1 статьи 126 НК штрафных (финансовых) санкций».

Во время процедуры обжалования ППР, в соответствии с п. 4.2. приказа Министерства финансов от 21.10.2015 № 916, налогоплательщик может добавлять, как доказательства, документы, которые он считает необходимыми предоставить. Копии документов, прилагаемых к жалобе, должны быть надлежащим образом заверены. Это могут быть первичные документы предприятия за период проверки (товарно-транспортные накладные, договоры подряда, найма работников, документы по складским помещениям предприятия, налоговые накладные и т. п).