Услуги

Новости

14.03.23 г.

ЦИК в своем постановлении от 02.03.2023 года указал: "Признать запрет деятельности ЧП "ОПОЗИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА - ЗА ЖИЗНЬ" согласно решению 
Восьмого апелляционного административного суда от 20 июня 2022 года по делу № П/857/8/22, обстоятельством, исключающим возможность принятия 
Центральной избирательной комиссией решения о признании избранными народными депутатами Украины на внеочередных выборах народных депутатов 
Украины 21 июля 2019 года в общегосударственном многомандатном избирательном округе следующих по очередности  кандидатов в народные депутаты 
Украины в избирательном списке Политической партии "ОПЗЖ" согласно первой статьи 105 Закона "О выборах народных депутатов Украины".
07.03.2023
Национальный банк Украины аннулировал действие лицензий на предоставление финансовых услуг ООО "ФК "ФИНТЕХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ" (ЕГРПОУ 41298879). 
Указанное учреждение не устранило нарушений лицензионных условий и не предоставило отчетности в Национальный банк. 19 декабря 2022 года к 
учреждению была применена мера влияния в виде временной остановки лицензий. 
Такое решение Комитет по надзору и регулированию деятельности рынков небанковских финансовых услуг принял 06 марта 2023 года. 

06.01.2023

НБУ оштрафовал один из банков на 47,3 млн грн. за необеспечение надлежащей организации внутрибанковской системы проведения первичного финансового мониторинга .

Помимо того НБУ оштрафовал несколько финансовых компаний за неосуществление надлежащей проверки до проведения перевода плательщика. Суммы штрафов колеблются от 23000 грн. до 1200000 грн.

28.09.2022

ВС 27.09.2022 г. окончательно запретил Прогрессивную социалистическую партию, главой которой является Н.Витренко.
Заседание длилось более семи часов.
В доказательную базу, собранную СБУ вошли видео с высказываниями Витренко.
Представитель Партии в суде заявлял, что приведенные СБУ материалы являются личным мнением Витренко, а не позицией партии.
Подчеркиваем, что ПСПУ является четвертой партией, запрещенной Верховным судом.
27.09.2022
НБУ объяснил участникам рынка небанковских финансовых услуг условия лицензирования и регистрации.

Речь идет о постановлениях НБУ:
- "Об утверждении Положения о лицензировании и регистрации финансовых компаний и условиях осуществления ими деятельности по предоставлению финансовых услуг" от 24 декабря 2021 г. №153;
- "Об особенностях применения процедур регистрации и лицензирования участников рынка небанковских финансовых услуг в период действия военного положения и внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 06 марта 2022 г. № 39" от 12 августа 2022 г. №177.
Представители Национального банка напомнили о необходимости соблюдения сроков подачи документов, предусмотренных указанными нормативными актами.
Кроме этого, НБУ предоставил перечень документов, представляемых финансовыми учреждениями для проведения регистрации и лицензирования.
Финучреждения должны осуществлять деятельность согласно Положению о лицензировании, в том числе в случае обновления информации о поставщиках финуслуг и уведомлении НБУ о внесении изменений в информацию о финучреждении, которые произошли во время военного положения.
Это также касается информации, имеющейся в заявлении о включении в Государственный реестр финучреждений.
Кроме того, участникам рынка небанковских финансовых услуг следует корректно оформлять и заполнять документы, подаваемые во исполнение постановлений Национального банка.

Также Национальный банк продолжает штрафовать коллекторские компании в случае нарушения закона «О коллекторской деятельности».
 
29.06.2022

СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСК МИНЮСТА О ЗАПРЕЩЕННИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РУСЬ ЕДИНАЯ»

Решением Восьмого апелляционного административного суда от 24.06.2022, с учетом определения Восьмого апелляционного
административного суда от 24.06.2022, по делу № 640/24270/21 административный иск МЮ против партии «Русь Единая» о запрете
деятельности политической партии удовлетворен.
Запрещена деятельность политической партии «Русь Единая». Передано имущество, средства и другие активы
политической партии «Русь Единая», ее областных, городских, районных организаций, первичных организаций в собственность государства.

23.06.2022

Решением Восьмого апелляционного административного суда от 16.06.2022, с учетом определения Восьмого апелляционного административного суда от 16.06.2022, по делу № П/857/6/22 иск Министерства юстиции о запрещении деятельности политической партии «Левая оппозиция" запрещена деятельность политической партии «Левая оппозиция».  Имущество, средства и другие активы политической партии «Левая оппозиция», ее областных, городских, районных организаций, первичных организаций и других структурных образований передано в собственность государства.

Решение Восьмого апелляционного административного суда вступает в законную силу по истечении срока подачи апелляционной жалобы всеми участниками дела, если такая жалоба не была подана.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу после возвращения апелляционной жалобы, отказа в открытии или закрытии апелляционного производства или принятия постановления судом апелляционной инстанции по результатам апелляционного пересмотра.

Апелляционная жалоба на решение Восьмого апелляционного административного суда может быть подана в Верховный Суд в течение двадцати дней со дня обнародования на официальных вебсайтах Министерства юстиции и Верховной Рады.

22.06.2022

СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСК МИНЮСТА О ЗАПРЕТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «НАШИ».

Суд отметил, что согласно Уставу Политической партии «НАШИ», членство в партии несовместимо с действиями и изречениями, направленными на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, подрыв безопасности государства, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны насилия, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды, посягательства на права и свободы человека, посягательства на здоровье населения, с безнравственными поступками и действиями, наносящими вред авторитету партии.

То есть, поскольку деятельность партии не отвечала требованиям не только Закона, но и собственного устава, суд в полном объеме удовлетворял иск.

19.06.2022

В июне 2022 года судом первой инстанции было принято решение о запрете девяти пророссийских политических партий, чья деятельность направлена на подрыв суверенитета Украины. 

В частности, было вынесено решение по партии «Левая оппозиция» и Партии Шария. Решением суда запрещена деятельность этих политических партий. Рассмотрение дела по ОПЗЖ было отложено на 20.06.2022.

Хотелось бы напомнить, что ограничения по созданию и деятельности партий определены статьей 5 Закона Украины «О политических партиях в Украине», согласно которой образование и деятельность политических партий запрещается, если их программные цели или действия направлены на изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, подрыв ее безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной розни, посягательства на права и свободы человека, пропаганду коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима и их символики.


31.05.2022

Продолжается рассмотрение дел по иску Министерства юстиции к политическим партиям о запрете деятельности этих политических партий:

-партия "Справедливости и развития",
- "Социалистическая партия Украины",
- "Социалисты",
- "Союз левых сил" и т.д.

Ожидаем интересные прецедентные решения.

22.04.2022

НБУ на время военного положения с целью избежания незаконного доступа агрессора к открытой информации ограничил доступ к реестрам коллекторских компаний, финансовых учреждений, страховых  брокеров и т.д.

В течении 5 дней после окончания военного положения данный доступ будет возобновлён.

18.04.2022.

Совет национальной безопасности и обороны приостановил на время военного положения в Украине деятельность ряда политических партий.

Речь идет о таких партиях:

«Оппозиционная платформа – За жизнь»;
"Партия Шария";
"Наши";
"Оппозиционный блок";
«Левая оппозиция»;
"Союз левых сил";
«Государство»;
"Прогрессивная социалистическая партия Украины";
"Социалистическая партия Украины";
партия "Социалисты";
"Блок Владимира Сальдо".

14.01.2022

Регулятор продолжает «очистку» рынка финуслуг: ряд решений приняли 14 января

 

В течение 2021 года Нацбанк как новый регулятор деятельности участников рынка небанковских финансовых услуг взял курс на пересмотр государственных реестров и выданных предварительно разрешений с целью «очистки» рынка от «спящих» компаний и учреждений, систематически совершающих правонарушения.

 

Чтобы быть полезными своим клиентам, текущую ситуацию на рынке небанковских финансовых услуг непрерывно отслеживают специалисты юридической фирмы SDM Partners. Сейчас мы готовы поделиться свежей информацией.

 

Комитетом по надзору и регулированию небанковских финуслуг в структуре Нацбанка осуществляются следующие мероприятия:

  • участники рынка финуслуг исключаются из реестров (финучреждений/ компаний, не являющихся финучреждениями, но которые вправе предоставлять определенные виды финансовых услуг);
  • отзываются лицензии на право предоставления денежных средств в ссуду, факторинг и финансовый лизинг, обеспечение гарантий;
  • на время блокируются разрешения на финуслуги;
  • налагаются штрафы;
  • выдвигаются требования об устранении выявленных нарушений и причин, приведших к их возникновению.

 

К сведению! По решениям регулятора 14 января шесть участников рынка финансовых услуг лишились места в реестрах, еще шесть – лицензии.

 

Важно! Аннулирование (отзыв, лишение) лицензий не освобождает финучреждение от исполнения обязательств по договорам о предоставлении услуг клиентам.

****

10.01.2022

Верховная Рада приняла новый закон "О финансовых услугах и финансовых компаниях".
Что нового мы увидим в этом законе.
 
Новые требования к минимальному капиталу
 
Законом установлены пропорциональные требования к минимальному размеру собственного капитала финкомпаний и ломбардов.
Собственный капитал должен составлять от 1 млн грн для ломбардов, предоставляющих исключительно услуги кредитования, до 10 млн грн для финансовых компаний, предоставляющих услуги гарантий.
 
Упрощен порядок приобретения существенного участия
 
Приобретение существенного участия в финансовой компании или ломбарде больше не нужно согласовывать с предыдущим. Информация о новых владельцах подается вместе с документами об изменении структуры собственности финансового учреждения.
Соответствие владельца существенного участия требованиям законодательства будет по-прежнему проверяться НБУ.
 
Надзор за финансовыми учреждениями будет иметь пропорциональный подход

То есть надзор за финансовыми учреждениями будет зависеть от их размера, вида деятельности и рисковости. Нерисковым финансовым учреждениям будут уделять минимальное внимание НБУ.
 
Также вводится новый вид надзора - надзор за рыночным поведением. Имеется в виду соблюдение финансовыми учреждениями требований защиты прав потребителей, деловой репутации собственников и руководителей и т.д.
 
Новый закон совмещает две процедуры.
Регистрация финансового учреждения и включение записи о нем в реестр финансовых учреждений производится параллельно с выдачей лицензии.
Финансовые компании и ломбарды будут получать только одну лицензию с полным перечнем финансовых услуг, которые они вправе предоставлять.
При необходимости финансовое учреждение может расширить объем своей лицензии.
 
Кроме этого, вышеуказанный закон предусматривает возможности сочетания видов финансовых услуг, которые могут предоставляться компанией. Ломбарды вместе с предоставлением кредитов также смогут предоставлять отдельные финансовые платежные услуги и осуществлять торговлю валютными ценностями в наличной форме.
 
И главное, упраздняется «исключительный вид деятельности». Таким образом, финансовые компании и ломбарды смогут не только предоставлять финансовые услуги, но и осуществлять другую хозяйственную деятельность, что раньше запрещалось.
 
 
Впервые финучреждения смогут передавать часть своих функций на аутсорсинг
 
Так, финансовые компании и ломбарды, если они не являются предприятиями, представляющими общественный интерес (предприятия – эмитенты ценных бумаг, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения и предприятия, принадлежащие к крупным по балансовой стоимости активов, чистому доходу и среднему количеству работников), смогут передать на аутсорсинг часть своих функций, а именно: ведение бухгалтерского учета, осуществление внутреннего аудита, управление рисками, комплаенс. При этом они обязаны уведомить об этом регулятор.
 
Закон "О финансовых услугах и финансовых компаниях" вводится в действие с 1 января 2024 года.

*****
30.12.2021.
Существенное обновление процедур лицензирования и регистрации

Национальный банк обновил правила лицензирования и регистрации на рынке небанковских финансовых услуг.

Предусмотрена возможность включения финучреждений в реестры одновременно с выдачей лицензий. 
Это значительно сократит бюрократические процедуры. 
Кроме того, решения о лицензировании и регистрации будут приняты в течение 30 рабочих дней со дня получения полного пакета документов 
от финансового учреждения. 
Претерпел изменения и процесс согласования получения существенного участия небанковскими финансовыми учреждениями.
В частности, обновляется перечень и форма документов для согласования существенного участия.
Оптимизирован перечень документов, выдаваемых для получения лицензии, и предусмотрено право не предоставлять некоторые документы, если заявитель ранее подавал их в Национальный банк.
Деловая репутация – один из показателей надежности установки. Оценка деловой репутации будет действовать в случае предоставления пакетов документов для получения лицензирования, согласования в должности руководителей, предоставляющих финансовые услуги, 
в случае регистрации и лицензирования филиала страховщика-нерезидента в Украине.
*****
15.12.2021
НБУ утвердил Правила составления и представления отчетности участниками рынка небанковских финансовых услуг. 
Правила обязательны для выполнения всеми финансовыми учреждениями, государственное регулирование которых осуществляет Национальный банк. 
Правила являются первыми с момента, когда НБУ принял функции в рамках реформы "сплит", т.е. с 1.07.2020 г.
Это единственный на сегодняшний день регуляторный нормативно-правовой акт Национального банка, устанавливающий требования 
к отчетности финансовых учреждений для целей регулирования и надзора. 
В отличие от практики Нацфинуслуг Национальный банк обобщил требования к отчетности разных финансовых учреждений в одном документе.
*****
14/12/2021
НБУ на заседании комиссии 10.12.2021 принял решение внести пять компаний – в Государственный реестр финансовых учреждений.
Также в Государственный реестр страховых и перестраховых брокеров внесена информация о двух юридических лицах.
Кроме того, четыре из пяти вновь зарегистрированных финкомпаний получили лицензии на предоставление финансовых услуг
на предоставление средств в ссуду, в том числе и на условиях финансового кредита, на предоставление услуг по финансовому лизингу, 
а также на предоставление услуг по факторингу.
Кроме того, Национальный банк продолжает регистрировать коллекторские компании. 
Так, на сегодняшний день Национальный банк зарегистрировал уже 59 коллекторских компаний.

 

.

******

08.12.2021

НБУ на заседании 3 декабря 2021 года внес очередное юр.лицо в Государственный реестр финансовых учреждений. 
Также, финансовая компания получила две лицензии на предоставление финансовых услуг:на предоставление средств в ссуду,
в том числе и на условиях финансового кредита, а также на предоставление услуг по факторингу.

Напоминаем, что проверить действующие лицензии можно на страницах официального Интернет-представительства НБУ.
2.12.2021

****

Национальный банк продолжает пополнять список финансовых учреждений

НБУ на заседании 1 декабря 2021 года внес очередную финансовую компанию в Государственный реестр финансовых учреждений.

Данная финансовая компания получила 3 лицензии на предоставление финансовых услуг: на предоставление средств в ссуду, на предоставление услуг по финансовому лизингу и предоставление услуг по факторингу.

НБУ также выдал лицензии на предоставление финансовых услуг еще 2-м финансовым компаниям на предоставление услуг по финансовому лизингу и на предоставление услуг по факторингу.  

Также НБУ продолжает регистрировать коллекторские компании. Еще одно финучреждение приобрело статус коллекторской компании.

Уже в НБУ зарегистрировано 57 коллекторских компаний.

Напоминаем, что проверить действующие лицензии можно на странице официального интернет-сайта НБУ.

Информация о зарегистрированных коллекторских компаниях также размещена на странице официального интернет-сайта Национального банка по ссылке и имеет круглосуточный и бесплатный доступ.

Благодаря информации из реестра потребители финансовых услуг всегда смогут проверить сведения о коллекторских и финансовых компаниях.



******
1/12/2021

Опрос о системных рисках в не банковском финансовом секторе
Выводы: состояние финансового сектора улучшилось, устойчивость к значительным негативным событиям выросла. 

Участники опроса улучшили оценку нынешнего состояния финансового сектора до рекордного уровня с весны 2018 года. 
Об этом свидетельствуют результаты "Опроса о системных рисках финансового сектора" за ноябрь 2021 года. 
Более 30% топ-менеджеров считают, что ситуация в финансовом секторе за прошедшие 6 месяцев координально улучшилась. 
Впервые респонденты оценили устойчивость финансового сектора к значительным негативным событиям выше среднего уровня. 
Большинство топ-менеджеров финансовых учреждений не ждут ухудшения состояния финансового сектора в следующие пол года, 
в то же время 20% опрошенных прогнозируют его улучшение.

Опрос проводился с 10 по 24 ноября 2021 года. Участие в нем приняли руководители более 20 банков, 12 страховых и 3 инвестиционных компаний. В выборку не попали финансовые учреждения, в которые введены санкции. В итоговых результатах не принимались во внимание размер банка/компании или их доли на рынке – все ответы равноценны.

Опрос о системных рисках финансового сектора изучает восприятие крупнейшими банками и финансовыми компаниями текущих и потенциальных рисков финансового сектора и проводится Национальным банком Украины дважды в год. Его результаты отражают оценку топ-менеджерами финучреждений состояния финансового сектора за прошедшие 6 месяцев и их ожидания на следующие полгода.

 

*****
Краткий обзор небанковского финсектора

30 ноября 2021

В ІІІ квартале 2021 года небанковские финансовые учреждения (НБФУ) увеличили объемы предоставленных услуг и активов, 
несмотря на дальнейшее уменьшение общего количества участников. Неактивные игроки продолжили добровольно уходить с рынка. 
Национальный банк применял меры в отношении нарушителей требований регулятора, в частности приостанавливал действие лицензий и аннулировал их.
 
Это способствовало улучшению дисциплины выполнения регуляторных требований во всех сегментах НБФУ. 
Принятие закона "О страховании" и ожидаемое принятие до конца года других законов по вопросам регулирования рынка небанковских финансовых услуг
позволит обеспечить прозрачность структур собственности, повысить платежеспособность, надлежащее управление рисками и защиту прав 
потребителей всеми участниками рынка.

Активы финансовых компаний благодаря быстрому росту объемов всех видов предоставленных финансовых услуг в ІІІ квартале росли быстрее всего 
в секторе и возобновились до максимального уровня 2019 года. 
Объемы розничных кредитов растут пять кварталов подряд, в ІІІ квартале – на 6%. 
Объем кредитов, предоставленных бизнесу, увеличился на треть. Объем факторинговых операций вырос до рекордного уровня. 
Второй квартал подряд финансовые компании активны в предоставлении гарантий. 
Объем финансового лизинга также рос, хотя и более умеренно. По-прежнему основным предоставлятелем таких услуг были юридические лица-лизингодатели.

*****
26 ноября 2021 года НБУ аннулировал лицензии шести финансовым компаниям а также обязал восемь компаний предпринять 
меры для устранения нарушений, а именно соблюдения обязательных нормативов и требований, которые ограничивают риски.

Список компаний, которые должны устранить нарушения:
  • ТОВ "ФК "АССІСТО" (ЄДРПОУ 43426003);
  • ТОВ "ФК ГОРИЗОНТ" (ЄДРПОУ 39013897);
  • ТОВ "ФК "ВІЛАРДО" (ЄДРПОУ 40505930);
  • ТОВ "ФІНАНС УНІВЕРСАЛ" (ЄДРПОУ 41272447);
  • ТОВ "СІГМАУР ФІНАНС" (ЄДРПОУ 42075864);
  • ТОВ "ФК "ФБЗ" (ЄДРПОУ 35379567); 
  • ТОВ "ІФ" (ЄДРПОУ 38359365);
  • ТОВ "ФК "ПЕРВИННИЙ КАПІТАЛ" (ЄДРПОУ 42951373). 
******

НБУ продолжает регистрировать коллекторские компании.

19.11 Национальный банк внес еще одну коллекторскую компанию в соответствующий реестр.

На сегодняшний день в Украине зарегистрировано 55 коллекторских компаний.

Напоминаем, если вам звонят из коллекторской компании, которая не зарегистрирована в реестре НБУ, и требуют возврата долга, 
эти действия можно квалифицировать как вымогательство - срочно обращайтесь в правоохранительные органы или к адвокату.

*****

НБУ "зажимает гайки"

19 ноября сего года Национальный банк аннулировал лицензии пяти финансовым компаниям. 

Лицензии были отозваны не сразу, еще в сентябре 2021 года им сначала приостановили действие лицензий за отсутствие отчета независимого аудитора или за отсутствие отчетности, поданной в НБУ.

 

С 14 октября 2021 года коллекторы/ колекторские компании имеют право обращаться к заемщикам по вопросу возврата долга только если данная компания внесена в специальный реестр НБУ.

В противном случае их действия не законны и Вы вполне можете обратиться к адвокату для защиты Ваших прав.

 

11 июля 2021 года в дейсвие вступило Положение о форме и содержании структуры собственности (ссылка: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0768-21#Text). В связи с этим  всем компаниям Украины необходимо актуализировать свою структуру собственности. Для этого необходимо государственному регистратору/нотариусу подать (1) структуру собственности украинской компании, установленного образца, (2) нотариальные копии паспортов (при необходимости апостилированные) конечных бенефициарных собственников и (3) апостилированные (легализированные) извелечения из торговых реестров юридических лиц, входящих в структуру собственности украинской компании. В случае несвоевременной подачи информации предусмотрен штраф от 5100 грн. до 8500 грн.

 

НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ НЕБАНКОВСКИХ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Постановлением Правления НБУ от 11 февраля 2021 № 16 "Об утверждении Правил расчета небанковскими финансовыми учреждениями Украины общей стоимости кредита для потребителя и реальной годовой процентной ставки по договору о потребительском кредите", утверждены обновленные правила расчета небанковскими финансовыми учреждениями ключевых показателей стоимости потребительского кредита: реальной годовой процентной ставки и общей стоимости потребительского кредита.


Уважаемые клиенты, хотелось бы напомнить, что согласно новому Закону
Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной
ответственностью», введены некоторые новые положения касательно
управления обществом и отношений между его участниками. Закон также
требует привести уставы обществ в соответствие с ним до 18 июня 2019
года.

Кроме того, упомянутый выше закон существенно изменяет порядок
заключения некоторых договоров. Например, закон требует получать
согласие общего собрания участников общества на заключение, если его
цена превышает половину стоимости чистых активов общества по
результатам предыдущего квартала. В ином случае, существует риск
признания такого договора недействительным.

 

«Способы инвестирования в стартапы (займ, вход инвестора в ООО...)»

Развитие IT-технологий движется настолько высокими темпами, что каждый день возникают все новые и новые технологические решения, способные коренным образом повлиять на мировую экономику, развитие общественных отношений, да и на развитие человечества в целом.

Однако, очень часто, стартап – это группа энтузиастов, верящих, что их идея спасет человечество, но имеющих достаточно скромные финансовые активы, чтобы эту идею попытаться воплотить в жизнь. Для развития стартапа, как правило, необходимы инвестиции.

На сегодняшний день, существует несколько краудфандинговых платформ, самой известной из которых, является Kickstarter, где можно собрать средства на реализацию своей идеи. Но не каждый проект на это способен. Кроме того, сбор средств через краудфандинг может занять довольно много времени, а мир IT-технологий настолько динамичен, что завтра аналогичное решение предложит кто-то другой и сбор средств уже будет неактуален.

Привлечение кредитных средств в банках также довольно затратный процесс по времени. Кроме того, не каждый банк готов кредитовать проекты с высоким риском, а если это и произойдет, то проценты по такому кредиту будут очень высокими.

Поэтому стартапы ищут более быстрые способы привлечения инвестиций: привлечение займов, продажа долей в будущих проектах, размещение своих проектов на площадках венчурных фондов, запуск ICO-проектов и т.д.

В большинстве случаев, инвестирование в стартапы сопряжено с высокими рисками для инвестора, хотя в случае успеха, сулит не менее высокие доходы, как например, в случае продажи приложения WhatsApp.

Очень часто, начиная проект, который требует инвестирования, команда единомышленников не задумывается о его юридическом оформлении, поэтому инвестору, в первую очередь, необходимо понимать, кто несет перед ним ответственность за инвестированные средства, кто гарантирует ему то, что средства пойдут именно на развитие стартапа, а не на приобретение, например, предметов роскоши. Если мы говорим об инвестировании такого рода в Украине, то одним из немногих способов обезопасить себя инвестором является заключение договора займа с одним из авторов стартапа и привлечением остальных участников в качестве его поручителей. В договоре необходимо предусмотреть процентную ставку за пользование средствами инвестора, исходя из возможного размера будущей прибыли от продажи проекта. Тогда у инвестора будет основание в случае провала стартапа хотя бы требовать возврата средств, включая проценты. Но в таком оформлении инвестиции также есть свои минусы, поскольку на момент инвестирования, стороны могут только прогнозировать будущую прибыль от продажи проекта и инвестор может «продешевить», предусмотрев недостаточно высокий процент в договоре, что существенно снизит его доход от внесенной инвестиции. Однако, таковы реалии украинского законодательства, не располагающего достаточной гибкостью подхода к практике инвестирования в проекты, не оформленные как субъекты хозяйственной деятельности.

Безусловно, более защищенным себя чувствует инвестор, который приобретает корпоративные права проекта: долю в ООО или акции, если проект облечен в форму акционерного общества. В таком случае, инвестор участвует в распределении прибыли, пропорционально доле своего участия в юридическом лице.

Грамотно составленный устав защитит вложения инвестора, принесет доход и даст реальную возможность управления компанией.

Кроме того, при таком способе участия в стартапе инвестор не только получает дивиденды, но и может стать сособственником прав интеллектуальной собственности, что в дальнейшем дает серьезные перспективы (например, роялти). Для этого, очень важно принимать непосредственное участие в патентировании, регистрации торговой марки и прочее.

Однако, в наших реалиях, достаточно редко стартапы облекаются в форму юридического лица до того момента, пока проект не начнет стабильно работать и приносить доход.

Несколько проще обстоят дела при инвестировании за пределы Украины. Так, например, в практике венчурного инвестирования есть инструменты, позволяющие зафиксировать участие инвестора в еще не созданной компании. Заключая обязательство под названием convertible note, ни инвестор, ни стартап не знают реальной стоимости будущей компании, однако могут зафиксировать участие инвестора и его право на получение доли в будущей компании. Кроме того, этот документ устанавливает определенные преимущества для инвестора в следующих раундах финансирования проекта: дисконт  при приобретении им доли в компании  (то есть более низкую стоимость по сравнению с другими инвесторами, которые подключились на более поздней стадии финансирования); дополнительная стоимость – более высокая  цена, по которой обязательство конвертируется в доли (акции) компании. То есть инвестор, участвующий на более ранних этапах финансирования стартапа и соответственно, рискующий своими деньгами более других, имеет возможность компенсировать свои риски за счет преимуществ, которые предусмотрены в convertible note.

С развитием технологии блокчейн и появлением возможности проведения на ее основе эмиссии криптовалютных токенов, достаточно популярным и эффективным способом привлечения инвестиций стало проведение «первичного размещения монет» или ICO. Инвестирование такого рода отличается крайне высокими рисками, поскольку вкладывая реальные средства, инвестор в обмен получает ничем не подтверждённые крипто-монеты, которые в будущем либо таки и останутся набором символов, либо будут обращаться на криптовалютных биржах и могут быть обменены с прибылью на денежные знаки, либо на криптовалюту, либо на имущество и прочие активы. Однако, практика показывает, что в большинстве случаев, за ICO либо скрываются мошенники, либо стартап не имеет экономических перспектив и вложенные средства, в лучшем случае могут быть возвращены через некоторое время после прекращения ICO. В связи с этим, к такого рода инвестированию следует относиться с большой степенью осторожности, внимательно изучая не только whitepaper проекта, но и многие другие аспекты: команду, мнения экспертов, других инвесторов. На сегодняшний день, благодаря интересу к инвестированию через ICO со стороны комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку ряда стран, в частности США, выпуск токенов стал рассматриваться как эмиссия ценных бумаг с применением соответствующих нормативных актов. Вследствие этого, многие риски снижены за счет либо регистрации проспекта эмиссии токенов – ценных бумаг, либо заключения контрактов о будущем участии инвестора в юридическом лице, как, например, SAFT, напоминающих, по сути, описанные выше convertible note.

Безусловно, инвестирования без риска, а особенно, если речь идет об инвестировании в стартапы не бывает, однако использование описанных выше инструментов, может в значительной степени снизить указанные риски.


Инвестирование стартапов

             Стартап - это новая развивающаяся компания (не обязательно даже оформленная как юридическое лицо), которая строит свой бизнес на основе инновационных идей или используя новые (ранее не известные) технологии.

             Вариантов получения инвестиций для стартапа множество.

             Самые распространенные в мировом сообществе: FFF (family, friends, fools); банковский займ для физических лиц; бизнес-ангелы; краудфандинг; гранты и конкурсное финансирование;  венчурные фонды; банки, работающие с малым бизнесом.

Выбор велик, но надо учитывать, что в будущем он отразится на Вашем бизнесе как в финансовом плане, так и в структуре управления им. И не забывайте, что стартап – это всегда риск, нет гарантий что вы достигнете желаемого результата.

Давайте разберем виды инвестирования стартапов в Украине, их плюсы и минусы, порядок оформления необходимой документации, а также законодательное регулирование.

1. Относительно банковского займа для физических лиц и малого бизнеса, все просто и понятно: взял в долг – отдай. Все риски, в таком случае, возложены на предпринимателя, но и доход - тоже его.  Особого законодательного урегулирования при выборе такого инвестирования не нужно, все учтено в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины.

2. Бизнес-ангелы – это инвесторы, которые вкладывают денежные средства в инновационный проект в момент его старта в обмен на возврат вложений и получение доли в капитале новой компании. В европейских странах и США именно такое инвестирование стоит на первом месте. Украина пока не достигла уровня западных соседей, однако определенный прогресс есть.

Надо заметить, что законодательства, которое бы регулировало конкретно правоотношения между стартапером и бизнес-ангелом в Украине нет. Приходится «подгонять» под себя общие нормы. Кроме того, в попытке приостановить отток идей украинских разработчиков за границу, был принят Закон Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий». Положения вышеуказанного закона еще сильнее затормозили развитие такого вида инвестирования, создав новые сложности для «молодых» бизнесменов.

Среди вариантов оформления правоотношений, в таком случае, используют подписание договора займа, увеличение уставного капитала (паевое участие при регистрации ООО), договор о совместной деятельности.

Форма сотрудничества чаще всего определяется инвестором.

3. Согласно данным Википедии: «Краудфа?ндинг» (англ. crowdfunding — «народное финансирование», «crowd» - букв. «толпа») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах». Говоря простыми словами, это создание Интернет-площадок, на которых производится сбор денег на разработку инновационного продукта. Чаще всего, это происходит по принципу предварительной покупки физическими лицами заинтересовавшего их товара.

В мире создано большое количество таких площадок в различных отраслях. Самые известные среди них: в США - Sellaband, SliceThePie, Hyper Funding, IndieGoGo, Pledge Music[en], Kickstarter, RocketHub, FundaGeek; в Великобритании - Sponsume[en], PleaseFund.Us, Authr.com, OnSetStart; во Франции - Ulule; в Германии - Startnext; в России - Planeta.ru, Boomstarter; в Китае - DemoHour, Dreamore, Fundator. По правилам большинства таких площадок, для участия необходимо быть резидентом страны – основательницы, так что их использование украинскими стартаперами практически невозможно.

            Основными направлениями существующих украинских площадок являются социальные проекты (которые также поддерживаются государственной политикой) и культура (искусство, литература).  Среди них такие как: Na-Starte.com., Рeoplesproject.com, Вiggggidea.com, "Спільнокошт", "Моє місто".

             Из положительного, в случае привлечения инвестиций таким путем, вы получаете и деньги,и первых покупателей вашей продукции, а также снижение затрат на маркетинг. Из негативного – для получения достаточных инвестиций, необходимо довольно подробно раскрыть саму идею стартапа, что делает ее незащищенной перед конкурентами, ответственность перед краундинвесторами, риск не достичь поставленной цели.

              В данном случае мы бы советовали максимально защитить свои авторские права.

              В Украине, на данный момент, нет законодательного регулирования такой деятельности, возможно именно это замедляет развитие этого вида инвестирования.

              4. Гранты и конкурсное финансирование – возможный источник получения инвестиций от государственных или муниципальных органов, а также больших компаний.

              На данный момент, в Украине действует ряд грантов и конкурсов с открытой подачей заявок. Каждый из них предусматривает свой порядок участия, требования к участнику и его проекту, порядок получения средств и порядок их возврата (если такой возврат вообще предусмотрен).

                В 2018 году Постановлением Кабинета Министров Украины был создан Национальный фонд исследований, который начнет свою деятельность уже с 2019 года. Кроме того, было утверждено положение о Фонде.

                 Из позитивного, получив грант – вы получаете весомый источник финансирования. Из минусов, получить такое финансирование крайне сложно, а также не забываем, что это бюджетные средства и отчитываться придется за каждую копейку.

               5. Акселераторы – это компании, которые действуют по принципу бизнес-школ или менторства. Их деятельность позволяет стартаперу отшлифовать свой продукт, разработать методику продаж, выйти на рынок, оказывает помощь в создании действующей бизнес-модели, получение финансовой поддержки. Среди минусов, нужно отметить такие как: потеря части бизнеса (его заполучает себе компания-акселератор), незначительное финансирование, узкая направленность выбора проектов такими компаниями (в основном это IT-проекты, технологические идеи).

                 Основным документом, который регулирует такие правоотношения, на сегодняшний день, является договор, в котором прописываются все необходимые условия. В этот момент, очень важно ничего не упустить (особенно это касается стартапера), так как при неграмотно составленном договоре можно потерять и идею, и деньги. Самым распространенным способом возврата инвестиций, в этом случае, является получение части акций в новой компании.

                   6. Венчурные фонды (англ. venture — рискованное предприятие) — это крупные инвестиционные компании, которые работают с инновационными предприятиями высокой степени риска (как правило, 70-80% проектов не достигают положительного результата, в то время как остальные 20—30 % покрывают все убытки и приносят прибыль). Такие компании, как правило, становятся владельцами части нового бизнеса или его кредиторами.

                   Плюс такого инвестирования – получение и финансирование в нужном объеме и практическую помощь в построении бизнеса (венчуры заинтересованы в развитии вашей компании). Однако, не забывайте, что самостоятельно принимать решения в этом    случае вам не дадут, все действия компании будут под контролем венчурного фонда.

                   В Украине официально действует более 35 венчурных фондов. Однако, четкого законодательного урегулирования до сих пор нет. В 2007 году был зарегистрирован законопроект «Про венчурную деятельность в инновационной сфере», но не был поддержан депутатами. На сегодня, единственный закон, который упоминает венчурные фонды – является ЗУ «Об институте совместного инвестирования».

                   Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что инвестирование стартапов в Украине развивается довольно активно (как и количество стартапов), однако сложность заключается в отсутствии четкой законодательной базы.


ОСНОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭСТОНИИ:

  • учреждение компании
  • налогообложение
  • э-резиденция

Обзор коммерческой среды в Эстонии

Коммерческая среда в Эстонии позволяет вам сфокусироваться на расширении своего бизнеса вместо того, чтобы тяготиться бумажной волокитой. Мы привыкли выполнять дела быстро. Наше законодательство прозрачно и оказывает поддержку предпринимательской деятельности. У нас также самая конкурентоспособная и благоприятная для инвестирования система налогообложения в Европе. Начать бизнес и задекларировать налоги можно всего в течение нескольких минут. Достаточно всего пару нажатий на клавиатуре для того, чтобы проверить сведения вашего бизнеспартнера (среди прочего можно проверить и долги по налогам или основные кредитные рапорты).

Эстония – самая первая страна, предлагающая э-резиденцию, которая является межнациональной цифровой идентичностью с возможностью ставить цифровые подписи, а также создавать и управлять независимым от местоположения бизнесом в онлайн режиме. Больше информации об э-резиденции вы сможете найти в конце данной брошюры. Чтобы узнать больше об экономической ситуации в Эстонии, пожалуйста, посетите https://estonia.ee/business или www.estonia.ee для получения сведений об Эстонии в целом.

Основные правовые акты, которые регулируют ведение бизнеса в Эстонии: Коммерческий кодекс, Закон об общей части гражданского кодекса, Закон о подоходном налоге, Закон о налоге с оборота, Закон о социальном налоге, Закон о страховании по безработице и Обязательственно-правовой закон. Большинство из них неофициально переведены на английский и русский язык и доступны онлайн, их можно найти тут www.riigiteataja.ee/en и тут https://www.juristaitab.ee/ru/zakonodatelstvo/.

Формы коммерческой деятельности в Эстонии

Перед тем, как приступить к основанию компании в Эстонии, нужно решить в какой форме она будет действовать. Согласно Коммерческому кодексу Эстонии, в роли предпринимателя (ettevõtja) можно выступать в следующих формах:

  •  Филиал иностранной компании (filiaal);
  •  Предприниматель физическое лицо (füüsilisest isikust ettevõtja/FIE);
  •  Полное товарищество (täisühing);
  •  Коммандитное товарищество (usalduühing);
  •  Товарищество с ограниченной ответственностью (osaühing/OÜ);
  •  Акционерное общество (aktsiaselts/AS);
  •  Коммерческое товарищество (tulundusühistu/TU).

Самые распространенные формы предпринимательства – это товарищество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, практическая разница между которыми уменьшилась за последние годы (в основном объем, в котором акционер хочет и может участвовать в управлении; формализация процесса принятия решений и сложность регуляций в целом). Некоторые иностранные предприниматели также предпочитают учредить филиал. Далее мы описываем три основные корпоративные формы.

Товарищество с ограниченной ответственностью

Основатели и акционеры:

  • Физическое или юридическое лицо(-а);
  • Не несет персональной ответственности за обязательства товарищества с ограниченной ответственностью.

Требования по уставному капиталу:

  • Минимальный размер 2 500 евро;
  • Платежи предположительно в денежном эквиваленте (на банковский расчетный счет, открытый основателями), если по-другому не установлено уставом компании;
  • В определенных случаях товарищество с ограниченной ответственностью может быть изначально учрежденным без каких-либо вкладов в уставной капитал;
  • Паи могут, но не должны, быть зарегистрированы в Эстонском центре ценных бумаг (Eesti Väärtpaberite Keskregister/EVK).

Органы управления:

  • Общее собрание пайщиков;
  • Совет правления;
  • Совет директоров (по усмотрению).

Необходимые для учреждения документы:

  • Заверенное у нотариуса или подписанное цифровой подписью заявление в Коммерческий Регистр, к которому прилагается следующее:
  • Учредительный договор (asutamisleping/asutamisotsus);
  • Устав (põhikiri);
  • Свидетельство из банка о взносе уставного капитала (если в денежном эквиваленте);
  • Свидетельство совета правления о переводе или стоимости неденежных вкладов (если такие имеются);
  • Перечень пайщиков (установленные законом требования);
  • Перечень членов совета директоров и аудиторов, если такие имеются (установленные законом требования);
  • Подтверждения членов совета правления (установленные законом требования);
  • Уведомление о запланированной сфере деятельности;
  • Контактная информация (установленные законом требования);
  • Иногда другие документы, предусмотренные законом для конкретных случаев.

Процесс регистрации: Коммерческий Регистр рассматривает заявление о регистрации компании в течение 5 рабочих дней.

Регистрация в ускоренном порядке: При определенных обстоятельствах (в числе прочего наличие Эстонской ID-карты; несколько, но зафиксированное количество уставов; уставной капитал образован только денежным взносом; компания не зарегистрирована в EVK) возможно зарегистрировать компанию на следующий рабочий день после подачи заявления в Коммерческий Регистр. Как показывает практика, часто компания может быть зарегистрирована в течение всего нескольких часов!

Государственная пошлина за запись в Коммерческом Регистре:

  • Регистрация: 145 евро (190 евро в случае регистрации в ускоренном порядке);
  • Изменения: 18 евро.

Акционерное общество

Основатели и акционеры:

  • Физическое или юридическое лицо(-а);
  • Не несет персональной ответственности за обязательства акционерного общества.

Требования по уставному капиталу:

  • Минимальный размер 25 000 евро;
  • Платежи предположительно в денежном эквиваленте (на банковский расчетный счет, открытый основателями), если по-другому не установлено уставом компании;
  • Уставной капитал должен быть полностью оплачен при подаче заявления о регистрации акционерного общества;
  • Возможны разные виды акций;
  • Акции должны быть зарегистрированы в Эстонском центре ценных бумаг (Eesti Väärtpaberite Keskregister/EVK).

Органы управления:

  • Общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • Совет правления.

Необходимые документы для учреждения:

  • Заверенное у нотариуса или подписанное цифровой подписью заявление в Коммерческий Регистр, к которому прилагается следующее:
  • Учредительный договор (asutamisleping/asutamisotsus);
  • Устав (põhikiri);
  • Свидетельство совета правления о переводе или ценности неденежных вкладов; и по необходимости другие относящиеся к делу документы;
  • Уведомление из Эстонского центра ценных бумаг о регистрации акций;
  • Перечень членов совета директоров и аудиторов (установленные законом требования);
  • Подтверждения членов совета правления (установленные законом требования);
  • Уведомление о запланированной сфере деятельности;
  • Контактные данные (установленные законом требования);
  • Иногда другие документы, предусмотренные законом для конкретных случаев.

Процесс регистрации: Коммерческий Регистр рассматривает заявление о регистрации компании в течение 5 рабочих дней.

Государственная пошлина за запись в Коммерческом Регистре:

  • Регистрация: 145 евро;
  • Изменения: 18 евро.

Филиал

Основное:

  • Если иностранная компания желает предоставлять свои услуги и товары в Эстонии от собственного имени на постоянной основе, то она должна зарегистрировать свой филиал в Коммерческом регистре;
  • Филиал не является юридическим лицом. Компания несет ответственность за обязательства, возникающие в ходе деятельности филиала;
  • В случаях, предусмотренных законом, компания должна получить разрешение для основания филиала в Эстонии.

Управление: Иностранная компания должна назначить директора или директоров для управления филиалом (установленные законом требования).

Необходимые документы для учреждения:

  • Заверенное у нотариуса или подписанное цифровой подписью заявление директора филиала в Коммерческий Регистр, к которому прилагается следующее:
  • Заверенная выписка из Коммерческого Регистра о компании, учреждающей филиал;
  • Заверенный устав компании, учреждающей филиал (если такой имеется);
  • Разрешение основать филиал, если требуется законом;
  • Документ, подтверждающий полномочия директора филиала или копия постановления о назначении директора;
  • Уведомление о запланированной сфере деятельности;
  • Контактные данные (установленные законом требования);
  • Иногда другие документы, предусмотренные законом для конкретных случаев.

Процесс регистрации: Коммерческий Регистр рассматривает заявление о регистрации компании в течение 5 рабочих дней.

Государственная пошлина за запись в Коммерческом Регистре:

  • Регистрация: 145 евро;
  • Изменения: 18 евро.

Налогообложение в Эстонии

Корпоративное налогообложение

Основное:

  • Налоговая система Эстонии уникальна тем, что зарабатывание прибыли не несет за собой обязанности по подоходному налогу. Подоходный налог возникает только тогда, когда заработанная прибыль (активный и пассивный вид дохода) распределен между акционерами;
  • В Эстонии не существует налога на наследство, на подарки или на недвижимость;
  • В Эстонии все налоги могут быть очень легко задекларированы через Налогово-таможенный департамент в онлайн режиме.

Налогооблагаемый период: налогооблагаемым периодом является один календарный месяц. Подоходный налог, страхование по безработице и социальный налог должны быть задекларированы к 10-ому числу следующего за выплатой месяца, декларации по НДС должны быть сделаны к 20-ому числу каждого месяца.

Предоставление налоговых деклараций: В целом, существует четыре варианта для предоставления налоговых деклараций, из которых самым удобным и практически всегда используемым на практике является первый вариант:

  • Через электронную платформу Налогово-таможенного департамента (необходимо наличие эстонской ID-карты у ответственного за бухгалтерию человека);
  • Через X-Road посредством между-машинного взаимодействия;
  • По почте;
  • Лично посетив бюро обслуживания Налогово-таможенного департамента Эстонии.

Штрафы за просроченные платежи:

  • Процентная ставка штрафа 0,06% в день начисляется, если подлежащий уплате налог не был вовремя заплачен;
  • Штрафные начисления не считаются расходом, который может вычитаться с дохода предприятия, поэтому с размера штрафа удерживается подоходный налог 20%, которые подлежит оплате.

Подоходный налог (tulumaks):

  • Вся нераспределенная корпоративная прибыль является свободной от налога;
  • Объектом налогообложения подоходным налогом является распределенная прибыль, включая дивиденды, подарки, пожертвования, представительские расходы, а также расходы и платежи, не связанные с бизнесом;
  • Подоходный налог платится юридическим лицом-резидентом, нерезидентом с постоянным видом на жительства, или лицом, действующим как работодатель в Эстонии;
  • Подоходный налог составляет 20% от брутто суммы распределенной прибыли или начисляется по ставке 20/80 на нетто-сумму;
  • Более низкая ставка подоходного налога в размере 14% доступна для регулярных распределений прибыли. Распределение прибыли считается регулярной, если размер распределения не превышает средние распределения прибыли в течение трех последних лет, подлежащих налогообложению в Эстонии. Ставка налога на прибыль по всем суммам, превышающим средние распределения прибыли в течение трех лет, подлежащих налогообложению в Эстонии, облагается налогом в размере 20%. Дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, подлежат дополнительному удержанию 7% подоходного налога, если такие дивиденды были получены от эстонской компании и подлежат 14-процентной ставке.
  • Предприятие, являющееся резидентом, должно платить подоходный налог на прибыль, распределенную в виде дивидендов или в другом виде, в моменты выплаты в денежной или не денежной форме;
  • Подоходный налог по ставке 20% должен быть оплачен со скрытых распределений прибыли – определенных кредитов, предоставленных родительской или дочерней компании, если условия и содержание кредита относятся к распределению прибыли. Если срок такого кредита, предоставленного родительской или дочерней компании, составляет более 48 месяцев, то предполагается, что это может быть скрытое распределение прибыли, и налогоплательщик обязан доказать обратное.
  • Подоходный налог не удерживается с прибыли, которая распределена в виде бонусов;
  • Работодатель должен платить подоходный налог со специальных льгот, которые превышают установленные ограничения, сделанных своим работникам (например, покрытие расходов работника на спорт, жилье, страхование, пользование транспортом работодателя и компенсация за пользование своим личным транспортом). На дополнительные льготы также начисляется социальный налог;
  • Юридическое лицо также должно платить подоходный налог, если подарки в целях рекламы превышают стоимость 10 евро (без НДС).

Налог на добавленную стоимость (НДС, käibemaks):

  • Регистрация в качестве субъекта налога с оборота: после того, как предприятие было зарегистрировано в Коммерческом Регистре, его необходимо также зарегистрировать в качестве субъекта налога с оборота в Эстонском Налогово-таможенном департаменте, если: (а) в компании есть наемные работники и им выплачиваются выплаты, подлежащие налогообложению подоходным налогом; (б) у компании есть налогооблагаемые поставки, которые следует декларировать и платить с них НДС;
  • Даже если в предприятии нет наемных работников, с момента его регистрации в качестве субъекта налога с оборота возникает обязательство предоставлять декларации по подоходному налогу;
  • Регистрировать предприятие в качестве субъекта налога с оборота необходимо, если налогооблагаемые поставки превышают 40 000 евро в один календарный год;
  • Если налогооблагаемые поставки не превышают 40 000 евро в течение одного календарного года, но компания хотела бы вычитать входящий НДС, то возможна добровольная регистрация в качестве субъекта налога с оборота. Однако, предпосылками для добровольной регистрации в качестве субъекта налога с оборота является наличие того факта, что компания занимается коммерческой деятельностью или начнет вести коммерческую деятельность в ближайшее время в Эстонии;
  • Стандартная ставка НДС - 20%;
  • Уменьшенная ставка - 9%. Применяется в отношении книг, жилья, медицинских товаров и периодики;
  • НДС со ставкой 0%. Применяется к экспорту; товарам, приобретенным на морском судне, совершающем международные рейсы или на воздушном транспортном средстве, совершающем международные рейсы; к товарам, поставленным членам вооруженных сил НАТО;

Некоторые услуги являются свободными от НДС (например, почтовые услуги; услуги здравоохранения; социальные услуги, финансируемые из муниципального бюджета; образование; предоставление недвижимой вещи в наем или аренду и т.д.).

Налоги по трудоустройству:

  • Компания работодателя должна удерживать подоходный налог в размере 20% с брутто-зарплаты работника;
  • Выплата по страхованию от безработицы делится на две части: (а) 1.6% удерживается с брутто-зарплаты работника; (б) работодатель также должен платить каждый месяц дополнительные выплаты по страхованию от безработицы с процентной ставкой 0,8%, которые начисляются на брутто-зарплату работников;
  • Ставка платежа по обязательной накопительной пенсии 2% с брутто-зарплаты работника-резидента ежемесячно удерживается работодателем;
  • Социальный налог полностью платится работодателем и основной ставкой в 2017 является 33%, которая начисляются на брутто-зарплату работников. Для выплаты социального налога всегда существует минимальное обязательство - в 2017 году оно составляет 141,90 евро ежемесячно, даже если не было выплат по зарплатам каждого работника;
  • Подоходный налог, социальный налог, платежи по обязательной накопительной пенсии применяется также к зарплате члена правления или контролирующего лица компании.

Личное налогообложение

Основное:

  • Единый подоходный налог применяется ко всем налогооблагаемым доходам. Он является основным государственным налогом, который человек должен платить сам (налог по трудоустройству удерживается работодателем, смотри выше);
  • Доход резидентов Эстонии, полученный в любой точке мира, подлежит налогообложению;
  • Человек считается резидентом в целях налогообложения, если он проводит больше 183 дней в течение 12 месяцев в Эстонии, если договором об исключении двойного налогообложения не установлено другое;
  • Земельный налог платится собственником земли;
  • Возможные местные налоги (смотри ниже).

Подоходный налог (tulumaks):

  • Ставка подоходного налога - 20%;
  • Подоходный налог удерживается юридическим лицом (например, компанией / работодателем), которое делает выплату физическому лицу;
  • По состоянию на 2018 год система исчисления общей суммы без налогов (базовое освобождение) значительно изменилась. Базовое освобождение до 6000 евро в год или до 500 евро в месяц будет применяться ко всем видам доходов (включая пенсию или компенсацию за несчастный случай на производстве). Годовой доход до 14 400 евро дает 6000 евро в качестве ежегодного базового освобождения. Для годового дохода от 14 400 евро до 25 200 евро базовое освобождение соответственно уменьшается в соответствии со следующей формулой: 6000 - 6000 ÷ 10 800 × (сумма дохода - 14 400). Если годовой доход превышает 25 200 евро, базовое освобождение составляет 0.);
  • Физическое лицо-резидент должно предоставить заявку о возврате подоходного налога не позже, чем 31-ого марта каждого года. Налоговые декларации могут быть заполнены в онлайн режиме на странице Налогово-таможенного департамента (подразумевается, что у физического лица есть эстонская ID-карта).

Местные налоги

  • В дополнение к налогам, перечисленным выше, важно упомянуть, что место деятельности компании может так же повлиять на начисляемые налоги. Каждое местное самоуправление (уезд или город) может устанавливать свои собственные налоги. Однако финансовая важность местных налогов очень низкая, так как всего несколько местных муниципалитетов установили их. Местные налоги содержат такие налоги, как налог с продажи, налог на моторную (парусную) лодку, на рекламу, на закрытие дороги и улицы, на моторное транспортное средство, на содержание животных, на развлечения и на парковку. Стандартный налог, установленный местными самоуправлениями, который влияет на компании - это налог на рекламу.

Э-резиденция Эстонии

Основное:

  • Э-резиденция Эстонии является межнациональной цифровой идентификацией и доступна любому в мире, кто заинтересован в администрировании независимой от местоположения коммерческой деятельности в режиме онлайн;
  • Э-резиденция дополнительно позволяет безопасные и удобные цифровые услуги, которые благоприятно влияют на доверие и надежность деятельности в режиме онлайн;
  • ID-карта э-резиденции не является документом идентификации личности или документом для путешествий, и он не содержит фотографии. Э-резиденция не присуждает гражданство, налоговую резиденцию, резиденцию или право въехать в Эстонию или в Европейский союз;
  • Э-резиденция доступна в режиме онлайн кандидатам старше 18 лет, которые никогда не были осуждены за уголовное преступление, и находится на учете Эстонского департамента полиции и погранохраны.

Э-резиденты могут:

  • Подписывать цифровой подписью документы и контракты;
  • Проверять подлинность подписанных документов;
  • Безопасно шифровать и передавать документы;
  • Начать вести деятельность компании 100% онлайн из любой точки мира;
  • Быть в качестве полного собственника своей компании. Не нужно нанимать местного директора;
  • Управлять компанией из любой точки мира;
  • Доступ к бизнес банку и доступ к платежам услуг поставщиков в режиме онлайн, таких как PayPal.
  • Декларировать эстонские налоги в режиме онлайн. Э-резиденция не устанавливает автоматически налоговую резиденцию. Чтобы узнать о налогообложении, а также, чтобы избежать двойного налогообложения, пожалуйста, проконсультируйтесь